Развитие представлений о себе в человеческой истории: проблема идентичности

 

Идентичность как понятие психологической науки было

сформулировано к началу 20-го века. В предыдущие периоды эта категория разрабатывалась в рамках философии и понималась как тождественность, полное равенство двух и более объектов, категорий или понятий.

Идентичность (лат. Identicus – тождественный, одинаковый) – многозначное понятие, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности личности и ее самосознания. 

Рост индивидуального сознания, появление индивидуализации как ценности человеческого существования представляют собой общую тенденцию лишь для Нового и Новейшего времени, до этого индивид был включен в родовую, коллективную общность, без выделения своей собственной личной судьбы и уникальных особенностей. Ниже мы рассмотрим развитие представлений об идентичности личности в разные периоды человеческой истории.

 

Самовосприятие человека в древности

 

В первобытных культурах человек не отделял себя от своего племени, рода, семьи и окружающего мира. Индивид полностью зависел от группы, его выживание напрямую было связано с включенностью в коллектив и с исполнением сложных ритуалов и обычаев, регламентаций и запретов, необходимых для сохранения жизни и связей в общине.

 

В этот период «Я» не отделяется от «Мы», интересы коллектива являются главенствующими, отсутствует представление собственных потребностей человека без учета потребностей племени. В такое "Мы" включаются не только с живущие члены общины, но и прошлые поколения, происходит идентификация с прародителями и с примитивной коллективностью. Человек наследует от своих предков трудовые привычки и традиции, которые с великим трудом приобретены ранее, годами уясняет себе полезность общественных работ, необходимых для выживания и процветания общины.

       

В эпоху палеолита преобладал мифологический тип мышления, то есть цельное космогоническое мировоззрение, рассмотрение мироздания как некого целостного организма. Первобытный человек не выделяет себя из мира, он очеловечивает саму природу, явления и события, объясняет их происхождение и существование через собственные знания о себе.  В примитивных сообществах человек отождествляет себя с окружающим миром – природными стихиями, животными и растениями, геологическим рельефом, без активного взаимодействия с которыми его жизнь невозможно представить.  

 

          

Древние религиозные верования, мифология и магия представляют собой попытку древнего человека объяснить, упорядочить, укротить хаос внешнего мира через нахождение тождественных качеств между собой и окружающей действительностью.  На уровне мифологического сознания индивид не отделяет себя от мира, ни в чем не противопоставляет себя ему, он, напротив, соединяется, сливается с ним, находя таким образом свое место в системе мироздания. Любое действие человека наполняется сакральным смыслом: будь то плетение корзин, то есть акт сотворения нового, или охота , как вариант соединения с Великим охотником, предком племени или Духом убитого зверя.  Всякое занятие было таинством, приобщающие смертного ко вневременному миру вечного "всегда". (Армстронг К., 2011, С. 19-21) 

 

В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод, что для первобытных сообществ свойственны следующие черты:

 

- невыделенность "Я" от "Мы";

- идентификация с предками, включение личной судьбы в общий ряд родовых традиций;

- отсутствие в человеческом сознании четких границ между собой и окружающим миром;

- восприятие жизни как циклического процесса: четкая временная  упорядоченность индивидуальной и коллективной истории;

- небольшое влияние области «личного» на жизнь человека в коллективе;

- субъект бытия – племя и род, а не индивид сам по себе. (Заковоротная М.В., 1999, С. 51-53)

 

Этот период человеческой истории не оставил нам письменных источников, в которых могли бы быть отражены взгляды людей той эпохи о самих себе и своем месте в мире. Самоидентичность как понятие может возникнуть только с появлением письменности, так как именно в такой форме возможно передать рефлексивное представление о собственном существовании.

 

Осевое время 

 

В эту эпоху (800-200 г.г. до н.э.) возникают большинство мировых религий, сохраняющие свое влияние и сегодня. Этот период истории К. Ясперс назвал "осевым", так как это время оказалось поворотной точкой в духовном развитии человечества. В Китае возникает конфуцианство и даосизм, в Индии - индуизм и буддизм, на Ближнем Востоке - зороастризм и иудаизм, в Европе - греческий рационализм.

 

То новое, что возникло в течении нескольких столетий в вышеупомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознаёт бытие в целом, свою природу, свое положение и свои ограничения. Перед ним открылся ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира. (Ясперс К., 1991) 

 

Все вероучения осевого периода имеют ряд определяющих признаков:

 

- осознание страданий как неотъемлемой части человеческой жизни;

- ориентация не на внешнее исполнение ритуалов и обрядов, а на развитие внутренней одухотворенности: личной совести и морали;

- осуждение насилия, проповедование сострадания и справедливости;

- уменьшение авторитета жрецов и религиозных правителей, утверждение важности личного поиска истины.

 

В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. Формируется религиозный тип мышления, который характеризуется развитием моральных и этических норм, социальных связей. Он непосредственно связан с процессом воспитания и культурно-эстетического обучения.

 

Вышеупомянутым культурам потребовалось немало времени для собственного толкования и объяснения себя, прежде чем можно было противопоставить «свою» и «чужою» цивилизацию в процессе самоидентификации.

 

Рассмотрим становление понятия "идентичности" на примере античной цивилизации. Она была одной из первых культур, в которой ставились и решались вопросы, связанные с понятиями «личность» и «индивид». Вместе с тем, А.Ф. Лосев указывает, что «человеческое в античности есть телесно человеческое, но отнюдь не личностно человеческое» (Лосев А.Ф., 1975, С. 60). В античном словесном творчестве отсутствуют такие понятия как воля, личность, индивидуальное тело, у Гомера не встретишь описаний внутреннего духа, его повествование основано только на внешних проявлениях героев.

         

Греки различали три категории существ – боги, герои и люди. Боги представляют собой архетипические силы, управляющие существующей реальностью и людьми. Характер человека, его поведение, мысли и чувства определяется высшими силами: в воинственном живет Арес, во властном – Зевс, влюбленный поглощен Афродитой и т.д. Герои рождаются таковыми и являются выразителями коллективного сознания. Если Боги – наиболее общие формы и смыслообразующие принципы, то герои – последователи Богов, индивидуализирующие заданный путь, наполняющие его конкретным содержанием. Люди же бренные, эфемерные существа, покорные своей участи, осознающие ненадежность своего существования. Основной долг людей – быть справедливыми и отдавать честь богам.

 

Вместе с тем, признание своих ограничений дает античному человеку возможность наслаждаться жизнью сейчас, в настоящий момент времени – через эротику и телесную красоту, философию, творчество и умственные изыскания, через участие в коллективных действиях – спортивных состязаниях, театральных драмах, играх и религиозных процессиях (М. Элиаде, 2009. С. 323-325).

 

В античной культуре позднего периода такие авторы, как Сократ, Платон, Сенека и прочие рассуждают о самосовершенствовании, самопознании, самоопреодолении. В поэзии, трагедиях отводится достаточно места для личных переживаний героев, таких как стыд и вина, честь и достоинство, гордость и унижение, вера и безверие. В это же время появляются первые биографии, жизнеописания людей – Овидия, И. Флавия и других.   

 

Античность предложила начальные, еще нечетко сформулированные идеи человеческого знания о себе и о своем месте в мире, это были первые попытки объяснить феномены человеческой психики и психологических процессов и явлений.

 

В целом этот период характеризуется следующими особенностями:

 

- индивид определяет себя через принадлежность к роду и месту рождения;

- самовыражение личности осуществляется через риторику, воинскую доблесть, искусство, философию;

- идентичность человека, его психологические особенности определяются как влияние или одержимость соответствующими божественными силами;

-  коллективное сознание хранит в памяти архетипические паттерны и сценарии жизни богов и героев, игнорируя личные особенности и уникальность опыта каждого человека. (Заковоротная М.В., 1999, С. 54-56)

       

Представления об идентичности в средние века и эпоху Возрождения

 

В средние века общество было мало мобильным, человек принадлежал

к своему сословию, его жизнь определялась принадлежностью к той или иной социальной общности или группы, таким образом идентичность личности также, как и в предыдущие времена была тесным образом связана с родом и общиной. Профессия, образ жизни, выбор брачного партнера, статус в обществе должны были соответствовать тому месту в социальной иерархии, которое занимал индивид от рождения до самой смерти. Этому учила церковь, такое положение вещей поддерживалось государством и высшим сословием.

 

Кроме этого, на самоощущение человека прямым образом влияла христианская доктрина. Основная задача индивида – спасение своей бессмертной души, в лоне которой беспрестанно борются добро и зло, Бог и Сатана, грех и добродетель, текущая жизнь – всего лишь подготовка к истинной жизни и благодати после телесной смерти. Благодаря вере человек может приобщиться к чему-то большему, чем он сам – Богу, к идеальному образу которого необходимо стремиться, несмотря на свою греховную сущность и незначительность. Примерами совершенного бытия и святости в Средневековье являлись жития святых, в которых описывалась не их повседневная жизнь, а особые качества описываемого святого, которые и привели его к благодати и канонизации.

 

Религиозная вера является для средневекового человека основой мировоззрения и мироустройства. Бог дал ему память, разум, мышление, восприятие, то, чем он может изучать мир внутри и снаружи, таким образом можно констатировать появление так называемой «рациональной идентичности» (Заковоротная М.В., 1999, С. 58-59). В это время начинает утверждаться научно-философский тип мировоззрения, то есть система теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.

 

Примерно с 12 века начинают появляться индивидуальные исповеди, молитвы и чтение про себя, а не вслух религиозных текстов. Ранее эти таинства отправлялись публично. Это дает человеку возможность углубленного самоисследования индивидуального бытия, собственной оценки и интерпретации происходящего, личного общения с Богом. Постижение внутренней реальности происходит через понимание Души, невидимой субстанции, противоположной телу, которая определяет способности и качества человека. Наличие бессмертной Души дает каждому человеку возможность существовать бесконечно подобно ангелам и Богу. Любое смертное тело имеет потенциал духовного высокого развития через постижение Мудрости, Любви, Идеала в противовес развитию низкому, чувственному, несовершенному.

 

Идентичность в Средневековье можно охарактеризовать следующими чертами:

 

- появление первых элементов идентичности, таких как соотнесение себя с идеальным образом, осмысление внутреннего Я, нахождение себя во всеобщем духовном пространстве;

- выражение себя человеком через религиозную веру, через приобщение к высокому, духовному, отсутствие рефлексии по поводу мирского бытия;

- индивид определяется через свое сословие и принадлежность к определенному группе в обществе;

- преобладание группового сознания;

- заданные модели идентичности человека, которые соответствовали различным социальным институтам: крестьянство, монашество и т.д.

 

В эпоху Возрождения в обществе появляется и утверждается идея о том, что человек – сам творец своей жизни и своей судьбы. Земная, мирская реальность становится важнее будущей вечной жизни, вера в Бога сменяется верой в собственные силы и возможности. Появление новых религиозных течений, секуляризация философского знания, усиление социальной мобильности, рост городов и  зарождение капиталистических отношений в обществе повлияли на восприятие себя человеком. Институт веры и принадлежность к определенному сословию перестали являться абсолютными критериями идентичности личности.

 

         

Твори себя сам, наслаждайся жизнью, стремись к славе – говорит эта эпоха словами ее самых известных представителей. «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!" – провозглашает Лоренца Балла, итальянский философ-гуманист, продолжатель идей эпикурейства. «Ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь» – говорит Бог человеку в произведениях Джованни Пико делла Мирандола. (Перевезенцев С.В, 2001. С. 75-77)

 

В эту эпоху концепция идентичности обретает следующие черты:

 

- появление на уровне обыденного сознания идеи о личной ответственности индивида за свой выбор;

- возникновение философских представлений об элементах идентичности: смысл, методы саморефлексии и самопознания, субъектность, выбор и т.д.;

- утверждение воззрений о том, что человек – это красивое, сильное, волевое, творческое, интеллектуально развитое существо. (Заковоротная М.В., 1999, С. 61-63)

 

Проблема идентичности в Новое время

 

Глобальные политические, социально-экономические, географические,

религиозные потрясения этого времени не могли не повлиять на представления людей о самих себе.

 

Среди философов в это время появляется идея о скрытом «Я», внутреннем субъекте, завуалированном от других, которое может никак не проявляется в окружающей действительности. Все реальные мотивы, цели, переживания содержатся в этом «Я», его сложно определить, так как непосредственное наблюдение за ним затруднено. Впервые Декарт заявляет о неком «Я», мыслящей субстанции, не сомневающейся в своем существовании и противопоставляющей себя миру. Сомнение и самопознание – высшие ценности для него, так как они позволяют исследовать внутреннюю реальность самого себя. Спиноза определяет идентичность как творящую и творимую субстанцию, основными атрибутами которой являются мышление и протяжение, то есть существование.

 

Впервые идентичность как самостоятельная проблема философской науки появляется в трудах Дэвида Юма. Он пишет трактат о человеческой природе, в котором не соглашается с тем, что идентичность – это тождество личности, он связывает ее с восприятием человека, которое зависит от чувств. Для Юма идентичность –  тождество тела, памяти человека, его неизменных черт характера, эта совокупность позволяет индивиду относится к своим поступкам, мыслям, чувствам как своим собственным. (Емельянова С.И., 2008)

   

        

Новое представление об индивиде больше не основывается на религиозной доктрине, качества личности определяются законами природы и общества, но не Бога. Любой человек обладает персональными свойствами характера, связанными с его сущностью, которые позволяют ему наиболее полно выразить свое предназначение. В этот период возрастает интерес к детству как к уникальному периоду жизни. Благодаря трудам Дж. Локка, Ж. Руссо и других философов утверждается идея, что потенциал человека следует раскрывать, взращивать, раскрывать и связан он может быть с разными сферами жизни.

 

Происходит формирование личной историчности индивида, его персональной судьба становится материалом для исследований и умозаключений. Проблема самоопределения становится насущной, повседневной задачей людей того времени. Можно сказать, что происходит культивирование внутреннего мира противовес внешнему. Начиная с 17 века авторы описывают одинокого романтического героя, живущего в одиночестве, занимающегося мыслительной деятельностью вне общества. Этот тип меланхоличного персонажа с глубокими внутренними переживаниями, открывающего в себе некие таланты и воплощающей себя в творчестве и любви становится моделью и образцом для многих молодых людей того времени. Не божественная любовь – путь к спасению души, а искусство и земная любовь, порождающие богатые чувства и эмоции и позволяющие наиболее полно прожить свою жизнь.

 

В этот период характерен интерес к индивидуальным чертам и особенностям человека, героя и к его уникальной судьбе. Появляется автобиографическая литература, такая как рассказы о путешествиях, семейные хроники, исповеди и так далее. В них описывается окружающая действительность с тщательным описанием частных особенностей. Расширяется сфера книгопечатания, появляются средства массовой информации, такие как газеты и журналы.  

 

Большое влияние на самосознание людей в это время оказала протестантское мировоззрение. Самоконтроль, самодисциплина, полезный труд, саморазвитие и выражение себя через профессию являются основными жизненными принципами индивида, стремящегося побороть свою греховность, леность, стремление к легкой и необременительной жизни. Так постепенно складывается профессиональная идентичность человека – то есть определение себя как представителя определенного ремесла и занятия.

 

Индустриализация общества, развитие капиталистических отношений способствуют процессам индивидуализации и ослаблению семейно-родовых традиций.  Взамен локально-семейной организации приходит государственно-национальная организация общества (Заковоротная М.В., 1999, С. 65-66). Люди начинают определять себя не только как члена своей семьи и большого рода, но как гражданина своей страны, активного участника общественной жизни, сопричастного к политическим, экономическим событиям в расширяющемся мире.

     

         

Изменяется пространственное и историческое восприятие человека. Великие географические открытия, массовое книгопечатание, увеличение количества грамотных, революционные преобразования, снижение влияния церкви – все это расширяет внешний и внутренний мир человека. Вместе с этим обостряются противоречия между человеком и обществом. Социум отвергается, так он мешает развитию и самовыражению индивида. Это разногласие приводит к идеям борьбы против несправедливого общественного устройства, к усилению индивидуальной независимости от всех, к призывам вооруженного противоборства за освобождение от неправедного социального устройства.  Эволюция этих взглядов приводит к тому, что в 20 веке психологи-исследователи смогли ясно сформулировать понятие идентичности в психологической науке, развить концепцию идентичности, предложить оригинальную трактовку этого явления в разных подходах и школах.

 

Взгляды на идентичность в 20 веке:

 

Зарубежные теории идентичности личности

 

В 20 веке сложилось несколько подходов в изучении проблематики идентичности: психоаналитический, когнитивный, теория символического интеракционизма и гуманистические подходы.

 

Идентичность в психоаналитической теории

 

Традиционно считается, что термин «идентичность» в психологическую науку было введено Э. Эриксоном. Сам Эриксон считал, что его концепция основывается на трудах У. Джеймса, З. Фрейда, К. Маркса и Ч. Дарвина.

        

 Сам Джеймс чаще использует термин «характер», а не «идентичность», для него она – субъективное ощущение самосоответствия, длительности себя, непрерывности, активное противоборство между «эго» и окружающим миром. Он выделял 4 формы «Я»:

 

- Я-материальное (тело, имущество),

- Я-социальное (дружба, оценка окружающими, престиж, статус),

- Я-духовное  (сознание, психические процессы),

- Я-чистое (чувство идентичности).

 

Джеймс считал, что личность не тождественна самой себе, так как в ней меняются разные состояния и каждое это состояние имеет свой энергетический центр мыслей, идей и переживаний.

 

З. Фрейд разработал концепцию идентичности, в которой структура личности состоит из 3 частей: Ид, Эго и Супер-Эго. Они представляют собой внутренние силы, эмоциональную энергию человека. Решающую роль в становлении человека Фрейд связывал с детством, именно в этом периоде, по его мнению, складываются персональные особенности психики каждого индивида. На развитие идентичности влияют два равнозначных процесса: биологический, то есть становление человека как биологического существа в жизненной иерархии природных систем и социальный, то есть развитие через определение себя в группе себе подобных. Фрейд считал, что культурная и персональная идентичности тесно связаны между собой и имеют свои истоки в прошлом народа или этноса (Фрейд З., 2003, С. 248-250)

 

Он также начал первым разрабатывать концепцию идентификации, основного процесса формирования идентичности. Для Фрейда – это прежде всего механизм образования Супер-Эго через бессознательное отождествление субъекта с объектом или значимой группой. Причинами такого отождествления могут быть страх перед наказанием, страх потери любви и прочее. Таким образом, внешние связи, отношения, паттерны поведения становятся частью внутренней структуры психики личности.

 

 Ученики и последователи Фрейда углубляли и расширяли концепцию идентичности. Например,  М. Кляйн ввела термин «проективная идентичность», А. Фрейд –  «защитная идентичность». К. Юнг предложил понятие «индивидуации» – процесса становления личности через обретение Самости, цельного, интегрированного центра психики человека. 

         

          

Понятие идентичность в психологии детально было представлено в психоаналитическом подходе Э. Эриксоном. Эриксон считал, что идентичность – это восприятие человеком собственной целостности, которое опирается на осознание своей историчности, то есть временной протяженности собственного существования. Идентичность позволяет человеку видеть степень своего сходства с разными людьми при одновременном понимании своей уникальности и неповторимости.

 

 Идентичность – это система согласующихся между собой представлений человека о своих физических, психологических и социальных качествах (Эриксон Э., 1996). Развитие идентичности не происходит линейно, оно проходит через ряд психосоциальных базисных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. Каждый такой этап представляет собой определенную задачу развития, которую необходимо преодолеть при переходе на следующую стадию.

 

Эриксон выделял восемь таких стадий:

  • Базовое доверие или недоверие: от рождения до 18 месяцев

  • Автономия или стыд и сомнение: от 18 месяцев до 3 лет

  • Инициатива или вина: от 3 до 5 лет

  • Творчество или неполноценность: от 6 до 12 лет

  • Идентичность или ролевое смешение: от 12 до 19 лет

  • Близость или одиночество: от 19 до 25 лет

  • Продуктивность или застой: от 26 до 64 лет

  • Целостность или отчаяние: от 65 лет

 

Для Эриксона структура идентичности состоит из трех порядков:

- соматический или телесный, сохранение себя как биологического существа во взаимодействии с миром;

- личностный, интеграции персонального опыта в сознании и поведении;

- социальный, отношения в обществе с другими людьми;

 

Все три уровня влияют на развитие идентичности как взаимодополняющие друг друга процессы, но при этом личностный уровень является основным. Он уравновешивает и объединяет биологический и социальный порядки.

 

Э. Эриксон представлял становление идентичности как в большей степени бессознательный процесс синтеза и ресинтеза различных элементов идентичности. Совокупность таких элементов и складывается в неповторимый узор персонального восприятия себя.

 

Последователь Эриксона, американский психолог Дж. Марсиа, рассматривает идентичность как «структуру Эго» или  «внутреннюю самосоздающуюся динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Для него идентичность –  иерархическая организации эго, которая проявляется через решение проблем, способы выхода из кризиса (Антонова Н.В., 1996, С. 135). Так же как и Эриксон, он считает, что развитие идентичности проходит во взаимодействии трех составляющих: эго, общества и организма.

 

Дж. Марсиа вывел  статусную модель, в которой выделяются четыре статуса идентичности (применяя два параметра: наличие/отсутствие кризиса и наличие/отсутствие единиц идентичности):

 

- достигнутая идентичность – состояние, в котором личность преодолела кризис, решила задачи своего самоопределения, осознает себя и реализуется в социуме;

- отсроченная идентичность или мораторий на идентичность – состояние кризиса идентичности, когда человек находится в процессе  самоопределения, активного поиска идентичности;

- преждевременная или неоплаченная идентичность – процесс принятия определенной идентичности без переживания кризиса и личностного осознания своего выбора под влиянием извне или по готовым стандартам;

- диффузная или размытая идентичность – состояние неопределенности, когда человек не обладает ясным и сформированным ощущением своей идентичности: не было кризиса или он не смог его преодолеть;  

 

А. Ватерман продолжает изучать идентичность и особое внимание обращает на ценностные ее особенности. Для него, этот феномен представляет собой наличие ясного самоопределения и выбора четких целей, ценностей, убеждений, на которые опирается индивид. Ватерман исследовал процессуальные элементы идентичности, то есть механизм, посредством которого человек отбирает и присваивает себе цели, ценности и установки.

         

Он выделил четыре сферы жизни, которые влияют на формирование идентичности:

-  профессиональный выбор,

- принятие и оценка религиозных и моральных воззрений,

- политические убеждения,

- принятие гендерных и социальных ролей.

 

Символический интеракционизм

     

Ч. Кули, американский социальный психолог, один из первых в рамках символического интеракционизма, заявил о том, что на становление идентичности человека влияют представления о восприятии его окружающими. В своей теории «зеркального Я» он выделил три группы мнений индивида о самом себе: как меня видят другие, как они меня оценивают, восприятие себя на основе этих суждений. При положительном отношении окружающих самооценка индивида повышается, критические замечания и негативные оценки снижают ее. (Ч. Кули, 1985)

 

         ​

Д. Мид почти не использует в своих трудах понятие «идентичность», тем не менее для него это – восприятие человеком своего поведения и жизни как единого, целого, непрерывного процесса. Для него взаимодействие личности и общества – не односторонний процесс, а взаимное влияние двух самостоятельных систем. Он выделяет два вида идентичности:

 

- Я-импульсивное, то есть персональный способ реагирования

- Я-нормативное, то есть принятие правил поведения в социуме.

 

Особую важность Мид придавал становлению этого феномена как результата взаимодействия с окружающими людьми. Человек только тогда становится человеком, когда он начинает понимать, что другие люди реагируют на него и его поведение. Также развитие идентичности тесно связано с формированием рефлексии, лингвистических норм, игровой активности. Именно в игре ребенок присваивает себе роль другого, идентифицируя себя с кем-то из своего окружения. Кроме этого, для становления идентичности большое значение имеет вербальная и невербальная символическая коммуникация. (Дж. Мид, 2009, С. 290) 

 

Э. Гоффман, опираясь на концепцию Дж. Мида, выделил три типа идентичности: 

 

- социальная (индивид – как представитель определенной социальной группы),

- личная (индивидуальная история человека, его уникальные черты и качества),

- Я-идентичность (субъективное самоотношение).  

 

Он считал, что идентичность влияет на окружение, где окружение – это меняющийся мир обычных ситуаций, безопасный и привычный для индивида. Становление идентичности – это «колонизация пространства и времени», управление и совладание этими потоками. (Заковоротная М.В., 1999). Гоффман использует термин «политика идентичности», для него это – влияние человека на информацию о себе, доступную окружающим. В процессе взаимодействия люди транслируют друг другу знаки, отличительные признаки своей идентичности. Для успешного осуществления своего воздействия индивид использует три вида техники:

 

- техника избегания (уход от людей, способных увидеть и распознать нежелательные знаки),

- техника компенсации (искажение информации о себе),

- техника де-индентификации (изменение интерпретации знаков в желаемом русле).

 

Р. Фогельсон вводит понятие «борьбы идентичностей». По его мнению существует четыре вида идентичности:

 

- реальная, то есть Я-сегодня, представление о самом себе;

- идеальная, желаемый образ себя в будущем;

- негативная, нежелательный, избегаемый образ себя;

- предъявляемая, самопрезентация, транслируемый окружающим образ себя;

 

По мнению Фогельсона, человек стремится сблизить негативную и идеальную идентичности и увеличить дистанцию между негативной и реальной, в чем собственно и заключается «борьба идентичностей». Этот процесс осуществляется с помощью «работы идентичностей», то есть сознательной или бессознательной корректировки своего поведения для создания необходимого впечатления о себе  у окружающих. Для этого человек использует предъявляемую идентичность(Fogelson R.D., 1982, С. 115-132).

 

Еще один представитель символического интеракционизма Л. Краппман систематизировал идеи Дж.Мида об осознаваемой идентичности и рассмотрел условия социальной ситуации, позволяющих индивиду успешно поддерживать свою идентичность. Он выделил четыре вида способностей, которые дают возможность человеку оставаться сохранным в ситуации межличностного взаимодействия:

 

- ролевое дистанцирование,

- эмпатия,

- толерантность к противоречиям,

- презентации своей идентичности.

 

Именно последняя способность имеет особое значение в социальном взаимодействии (Krappman L., 1969).

 

Ю. Хабермас разрабатывал концепцию баланса идентичности, где социальная и личностная идентичности интегрируются в персональную Я-идентичность. Вертикальное измерение (то есть личностная идентичность) создает связанность историй жизни индивида, а горизонтальное измерение (социальная идентичность) обеспечивает возможность реализации требований тех ролевых систем, в которые включен человек. Таким образом и возникает баланс личного и социального, где стремление соответствовать ожиданиям значимого окружения не идет вразрез с персональными устремлениями и желаниями.

 

Когнитивный подход

 

 Основные представители  когнитивно-ориентированного подхода  и авторы теории  социальной идентичности Х. Тэджфел и Дж. Тэрнер рассматривают эту категорию как когнитивную систему, основной функцией которой является регуляция поведения человека. Эта конструкция имеет два уровня: личный ( определении себя через физические, интеллектуальные, нравственные особенности) и социальный (определение себя в соответствии с принадлежностью к различным социальным группам и категориям).

 

Эти авторы выделяют три стадии в развитии и становлении идентичности, четко разделяя идентификацию и идентичность, где первое –  процесс формирования второго, как конечного продукта:

 

- Социальная категоризация – распознавание социального окружения индивида;

- Социальная идентификация – выбор соответствующей группы и присоединение к ней;

- Социальная идентичность – формирования ощущения тождественности с группой, становление идентичности.

 

По мнению Х. Тэджфела и Дж. Тэрнера человек склонен к достижению и сохранению позитивной социальной идентичности. Социальные группы могут оцениваться обществом как положительно, так и отрицательно, следовательно, социальная идентичность так же имеет позитивный или негативный полюс. В ходе межличностных коммуникаций индивид сравнивает свою группу с другими по значимым позициям и в результате формирует для себя или положительную оценку своего сообщества, что повышает его социальный престиж или отрицательную. В последнем случае человек будет стремиться покинуть группу или же каким-то образом повысить ее статус.

 

В 1985 году Дж. Тернер предложил свой вариант теории идентичности и назвал ее «концепцией деперсонализации», в соответствии с которой существует обратная связь между личной и социальной самокатегоризацией. Усиление социальной идентичности мешает проявлению личных качеств, и наоборот актуализация личностной идентичности уменьшает выражение социальной. Первый процесс «самостереотипизации», в котором человек воспринимает себя и других как взаимозаменяемых, не уникальных личностей и называется «деперсонализацией».

 

Дж. Тернер выделяет три уровня самокатегоризации:

 

- Высший уровень – категоризация себя как особь человеческого вида (общая идентичность);

- Средний уровень – определение себя как члена той или иной социальной группы (социальная идентичность);

- Низший уровень – восприятие себя как уникального, отличного от других индивида (личностная идентичность) (Антонова Н.В., 1996, С. 136).

 

Г. Брейкуэлл не поддерживает идею о противопоставлении личностной и социальной идентичности, а наоборот рассматривает их как взаимосвязанные категории, влияющие и воздействующие друг на друга. Она считала, что становление идентичности происходит через усвоение социальных ролей при активном взаимодействии с окружающим миром. То есть изначально идентичность является социально обусловленной,  Личностная идентичность строится на социальной и является по сути ее продуктом. Но автор допускала, что сформированная личностная идентичность оказывает влияние на социальную.

 

 Г. Брейкуэлл выделяла следующие элементы идентичности:

 

- биологический организм;

- содержательный компонент (уникальные характеристики личности);

- ценностное измерение (положительные или отрицательные оценки содержательного компонента);

- время (развитие идентичности в персональной хронологии).

 

Отечественный подход к проблеме идентичности

 

В отечественной психологии проблема идентичности традиционно изучалась в рамках исследования самосознания, самоотношения, Я-концепций (И.С. Кон, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) и самоопределения (С.Л. Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская , Л.И. Божович, И.В. Дубровина).     

          ​

​Советская психологическая школа опиралась на следующие методологические принципы:

 

- личность – общественная, а не психологическая категория;

- развитие личности обусловлено деятельностью, специфическим видом общественного бытия;

- сознание – отражение бытия, существования человека;

- основная роль в самоопределении принадлежит сознанию.

 

Выготский Л.С. высказывает идею, что формирование человеческой психики происходит в процессе межличностного взаимодействия. Становление «Я» происходит в русле «социальной ситуации развития», специфической форме взаимоотношений между ребенком и средой, позволяющей меняться и развиваться, включаясь в новые формы взаимодействия с социумом (Выготский Л.С., 1984, С. 251).

        

Л.С. Рубинштейн  рассматривал проблему самоопределения через проблему детерминации. То есть внешние причины воздействуют на субъект, преломляясь во внутренней реальности (Рубинштейн Л.С., 1999, С. 261). Активная жизненная позиция является главным свойством самоопределения, которое возникает в процессе объективного межличностного общения с Другими и субъективного внутреннего самоопределения.

 

К.А.Абульханова-Славская использует понятие «тождественности индивида» и продолжает изучение проблемы самоопределения личности. Она соглашается с Рубинштейном Л.С в вопросе об активной жизненной позиции  и самодетерминации как важной составляющей процесса самоопределения. По ее мнению, личность включена во множество различных систем социальных взаимодействий, через которые она приобретает свою целостность (Абульханова-Славская К. А., 1981, С. 19-44).

 

Л.И. Божович понимала самоопределение как выбор жизненного пути, потребность определения своего места в обществе, которое основано на ценностных и смыслообразующих устремлениях индивида. Этот процесс, как правило, происходит в юношеском возрасте и тесно связан с формированием позиции взрослого (Божович Л.И., 1978, С. 23-35)

 

В.В. Столин разрабатывал концепцию самосознания, которая включает в себя определение индивидом своей социальной целостности и уникальности, индивидуальный способ сочетания целей, мотивов и смыслов. Он выделял три уровня самосознания:

 

- биологический организм, включающий телесные ощущения, самочувствие, представления о теле (активность организма);

- социальный индивид, осознавание мнений и представлений других о себе, идентификация себя со значимыми другими (социальная активность);

- самореализация своих персональных устремлений (личностная активность).

 

Основной задачей самоопределения Столин считал поиск групповой принадлежности и приобретение ролевого статуса. Самосознание проходит в своем развитии некоторые стадии:

 

1. Осознание сходств и различий индивида от группы;

2. Сравнение себя с групповыми эталонами, правилами и нормами;

3. Интроекция мнения окружающих о самом себе. (Столин В.В., 1983)

 

Также Столин разрабатывал концепцию самоотношения, которое включает в себя самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес. При сложении этих аспектов образуется недифференцированное интегральное чувство «за» и «против» своего Я.

 

С.Р. Пантелеев развивал идею В.В. Столина и выделил в системе самоотношения два аспекта: систему самооценок и эмоционально-ценностную систему отношения к себе. В основе же этой структуры лежит принцип динамической иерархии (Пантелеев С.Р., 1988, С.9).

 

И.И.Чеснокова также занималась проблемой самосознания и связывала её с механизмом самовоcприятия. Индивид использует знания о различных аспектах своего «Я», которые формирует в различных ситуациях межличностного взаимодействия,  соединяет эти образы в единую концепцию собственного Я как субъекта, отличного от других. Таким образом происходит формирование  совершенного, глубокого и адекватного образа Я (Чеснокова И.И., 1977, С. 30).Она выделяла два уровня самосознания:

 

-  «Я» и «другой человек»;

-  «Я» и «не Я».

 

И.С. Кон выделял три типа идентичности:

 

-психо-физиологическую,

- социальную,

- личную.

 

Он считал, что это понятие включает в себя динамические мотивационные процессы, которые уравновешивают внутренние и внешние импульсы. Проблема идентичности – это прежде всего проблема соотношения «Я» - «Эго» и «образ Я».  «Эго» обеспечивает преемственность психической деятельности индивида и осознание информации о самом себе. «Образ Я» все время достраивается и изменяется, одновременно корректирует себя (Кон И.С., 1988, С. 44).

 

Идентичность в 21 веке

 

Всеобъемлющие изменения 20-21 веков (глобализация, угроза мировых войн, духовный кризис, создание и распространение виртуалых реальностей и т.д.) не могли не отразиться на самоощущении человека в мире. Кризис идентичности личности, то есть потеря ощущения своей целостности и непрерывности восприятия своей жизни и судьбы, характерен не  только для постсоветского пространства с его разочарованием в идеалах коммунизма и социализма, распадом СССР, потерей нравственных ориентиров. Это мировая проблема, которая связана с культурой постмодернизма, глобальной экономикой, информационной политикой и т.д. 

        ​

 

Прежние культурные коды, ценностные установки, традиционные нормы общественной морали перестали работать, а новые формы идентификации не отвечают постоянно изменяющимся условиям жизни.  "В постмодернистской культуре проблемы идентичности и идентификации приобретают более разнообразные формы, смыслы и содержания. Главными из них становится проблема идентичности жизнедеятельности в пограничных ситуациях глобального и локального,  искусственного и естественного, возможного и невозможного." (Заковоротная М.В., 1999). 

 

В чем же проявляется этот кризис? Что происходит с современным человеком? Апатия и депрессия, нигилизм и безверие, злоупотребление психоактивными веществами, сексуальная распущенность, стремление убежать из реальности, распространение разнообразных форм мистицизма и эзотерических учений, нарциссизм, психология индивидуализма. Эти факторы приближают нас к потере идентичности как у личности, так и у социума или затяжному кризису идентификации.

 

Невозможно вечно прибывать в состоянии коллапса  и человек ищет альтернативные формы самовыражения, новые цели и смыслы, а также создает другую идентичность, согласуясь с требованиями окружающего мира. Что же влияет на такое построение и каким образом оно осуществляется?

 

Рассмотрим современные тенденции векторов идентификации:

 

- Возврат к первичным источникам идентификации: религия, этнос, территория (Кастельс М., 2000). В нашей стране это ярко проявляется через усиление влияния церкви, возросшей потребности поиска в истории объединяющих нацию героических моментов и персонажей, рост националистических настроений в обществе. Личность начинает осозновать себя через религиозную, эническую, территориальную, историческую принадлежность: я - православный, я - русский, я - москвич, я - наследник великого прошлого, я за традиционные ценности и т.д.

 

- Модус фрагментарности: воспроизведение частичной личности, у которой сформированными и проявленными являются не все части ее "Я" (Мельникова Л.Л., 2012). Современная массовая культура и средства массовой информации активно навязывают человеку то, каким он должен быть: как должен выглядеть, что надевать, кем работать, что чувствовать, куда двигаться и как жить. При этом, очень четко транслируются телесные и поведенческие клише, редко затрагивая духовные или любые сложные для восприятия темы. В современном обществе принято быть успешным, молодым, позитивным, сексуальным и "не парится". Игнорируются вопросы смысла жизни, смерти и умирания, экзистенциального одиночества и свободы, отвественности за свое существование, ограниченности человеческих возможностей и прочих непростых вопросов. 

 

- Идентификация с виртуальным: виртуальная идентичность успешно конкурирует с реальной, а местами ее замещает (Мельникова Л.Л., 2012). С помощью современных технологий действительность может практически полностью воспроизводится через виртуальные образы. Стирается граница между окружающим материальным миром и его отражением в мультимедиа. Формируется новый вариант идентификациии - идентификация с виртуальным. Я - блогер, я - подписчик Иванова Ивана, я зачекинился на Фейсбуке и т.д.  

 

- Изменчивость, неопределенность идентичности: трансформация общества требует постоянной адаптации индивида к новым условиям функционирования. Отсутствие четко зафиксированного видения на человеческую историю, разочарование в идеалах прогресса и эволюции личности, постоянные социальные катаклизмы не дают человеку возможности видеть в себе постояннный образ своего "Я" в хронике своего личного времени, нет четко зафиксированного собственного прошлого, настоящее пугает и дезориентирует, а будущее - туманно и нестабильно. В такой ситуации можно опираться только на ускользающее настоящее, ставить тактические и быстродостигаемые цели, надеяться исключительно на себя и свои силы. 

 

Конечно же, можно выделить и другие факторы влияния на идентичность современного человека, но именно эти, на мой взгляд, ярко отражают актуальные тенденции такого воздействия. При этом, по моему мнению, подобные тенденции позволяют говорить о том, что построение идентичности современного человека осуществляется и осуществляется успешно. Есть, конечно, свои особенности: достоинства и недостатки такого процесса, но тот факт, что изменения происходят говорит о том, что человечество развивается и планирует развиваться в дальнейшем. 
 

 Заключение

 

 Рассмотрение эволюцию взглядов на становление концепции идентичности позволяет констатировать, что это многоуровневое, многоаспектное явление, связанное с целым комплексом социальных явлений в истории.

         ​

 

​Исследование развитие взглядов на идентичность дает нам возможность увидеть, как менялось и меняется в представлениях людей соотношение личного и общественного, социального и биологического, массового и индивидуального, а также проанализировать актуальную ситуацию построения идентичности у современных людей и сделать свои выводы.

 

Возможно, такой экскурс в историю и анализ текущей социальной ситуации позволит нам лучше понять происходящее в себе, в других людях и мире. 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе  жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19–44.

 

2. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996 - № 1.

 

3. Армстронг К. Краткая история мифа. М.: Эксмо, 2011. С. 1-21.

 

4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии, 1978.

 

5. Выготский Л. С. Вопросы возрастной психологии. Собр. Соч. в 6-т. Т.4. М., 1984. С. 251.

 

6. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Ростов-на-Дону.   Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999.

 

7. Емельянова С.И. Что такое идентичность или история одного

события. София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. УрГУ. 2008г. № 5.

 

8. Кастельс М.  Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М., 2000.

 

9. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1989.

 

10. Кули Ч.Х. Социологическая теория и социальное исследование. Пер. с англ. М., 1985.

 

11. Лосев А. Ф. Историческое время в культуре классической Греции. М.: История философии и вопрос культуры. 1975.

 

12. Мельникова Л.Л. Кризис идентификации как феномен постсоветского общества. М.: 2012. 

 

13. Мид Дж.Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социологии и социальной психологии; Сост. и переводчик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2009 (Сер.: Теория и история социологии)

 

14. Перевезенцев С.В. Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001

 

15. Пантелеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы. / МГУ им. М.В.Ломононсова, ф-т психологии. Автореф. дисс...канд.психол.наук. - М.: 1988.

 

16. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.

 

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.

 

18. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З. Психоаналитические этюды.— Мн.: Попурри, 2003.

 

19. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.

 

20. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Академический проект. 2009.

 

21. Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности // Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Бахрах, 1996.

 

22. Ясперс К. Смысл и назначение  истории. М.: Полиздат, 1991. С. 1-78.
 

23. Fogelson R.D. Person, self and identity. Some anthropological retrospects, circumspects and prospects // Psycho-social theories of the self / Ed by B. Lee. N.Y.: Plenum Press, 1982.

 

24. Krappman L. Sociologische Dimensionen der Identitat. Stuttgart, 1969.

 

 

Please reload

Статьи Ольги

Путь героини. Переход. Трансформация. Возрождение.

08.08.2018

1/10
Please reload

Последние статьи Ольги
Please reload

Архив

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload