Тема сексуальности в психодраматической работе

 

 Сексуальность – понятие объемное, писать о ней можно с разбросом спектра от психофизиологических основ полового влечения до эротических поэм. Сам термин «сексуальность» нагружен страхами, стыдом, травмами и амбивалетными переживаниями.

В своей собственной психотерапевтической практике я неоднократно сталкивалась с запросами людей на эту деликатную тему – отсутствие оргазма, страх сказать любимому человеку о своих интимных желаниях, выбор между страстным любовником-садистом и хорошим парнем, с которым секс пресен и скучен, угасание желания между супругами и т.д. Погружаясь со своими клиентами в таинственную область страсти, желания и влечения, я неизменно обнаруживала внутри каждой истории источник любви, радости, надежды и творчества. Несмотря на сопротивление, стыд, страх, прошлый опыт клиента, блокирующие путешествие к собственной сексуальности, нам удавалось дойти до сути.

 

Это были непростые странствия – к сложным чувствам, тяжелым страданиям, травмирующим воспоминаниям. Подобный союз глубины, энергии, удовольствия и трудностей создает в психотерапевтической работе с такими запросами совершенно особую атмосферу торжества жизни, надежды и радости. 

 

 Данная статья представляет собой переработанный и сокращенный вариант дипломной работы, написанной и вынесенной мною на сертификацию по окончании директорского курса в Московском институте гештальта и психодрамы на кафедре психодрамы для получения квалификации психодраматерапевта. Статья разделена на две части: теоретическую, в которой представлены концептуальные построения некоторых популярных психологических направлений и практическую, где описан личный опыт в качестве психолога-консультанта по заявленной теме.

 

Данный труд не претендует на научный, объективный и полный обзор в вопросе психотерапевтической работы с сексуальными проблемами и является личным, пристрастным взглядом автора, основанном на собственных практических исследованиях в области интимных отношений.

 

 

1. Теоретические аспекты  работы с темой сексуальности.

 

Сексуальность как объект изучения рассматривается разным областями

теоретического и практического знания, такими как физиология, биология, психология, социология, философия и так далее. В данный момент не существует одного четко сформулированного определения сексуальности. В научном и ненаучном обиходе это понятие употребляется в столь разных контекстах, что затруднительно очертить его четкие границы и дать более-менее содержательное представление о вопросе. Одно из наиболее удачных определений этого понятия найдено мной у Л. Акимовой в книге «Психология сексуальности».

Автор рассматривает сексуальность  как «совокупность биологических, психофизиологических, душевных и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения» (Акимова Л., 2005, С.9).

 

В психологической науке этот вопрос широко изучался разными направлениями практической психологии: психоанализом, теорией объектных отношений, гештальт-терапией и т.д.

 

Психоаналитический подход о сексуальности.

 

Зигмунд Фрейд один из первых психотерапевтов заявил о важности изучения сексуальных импульсов в психической жизни человека. Он считал, что переживания, возникающие в процессе удовлетворения полового влечения, а также попытки защитить себя от связанной с ними тревоги занимают достаточное количество времени. Таких защитных механизмов может быть немало, любое действие или переживаемая эмоция могут служить для того, чтобы скрыть, отвергнуть или преобразовать сексуальные переживания  до приемлемых и управляемых. 

 

         

З. Фрейд подходил к проблеме сексуальности с противоречивой позиции, соединяя в своих трудах и в практической работе естественнонаучный и философский подход: с одной стороны, в основу своей теории он закладывал биологические и физиологические научные принципы, а с другой стороны его интересовали психические факторы сексуальности. С помощью разработанной им теории психоанализа, он пытался показать каким образом соматические, телесные импульсы преобразуются в психические.

 

Благодаря такому подходу, З. Фрейд расширил границы проблемы сексуальности, включив в это понятие не только физиологические аспекты полового влечения индивида, но и идею о бессознательной реальности, сформулировав концепцию либидо,  как основополагающего принципа жизнедеятельности человека.

Либидо - это «энергия стремлений, относящихся к тому, что мы объединяем словом "любовь".

Ядро любви в нашем понимании, естественно, слагается из того, что обычно называется любовью и воспето поэтами, то есть половой любви, завершением которой является половой союз. Но мы не отделяем от него другие разновидности любви, такие, как любовь к себе, любовь к родителям и детям, дружба, человеческая любовь в целом, так же как не отделяем привязанности к конкретным предметам и абстрактным идеям" (Б. Ницшке, 2001).

 

 

Согласно З. Фрейду сексуальность присуща человеку изначально, с момента его рождения. В своем развитии эволюция либидо проходит ряд последовательно сменяющих друг друга этапов:

 

- оральный: от рождения до 1-1,5 года; эта стадия связана с потребностью младенца в питании, эрогенная зона располагается во рту, так как в это время удовольствие сосредоточено на удовлетворении сосательного рефлекса;

 

- анальный: от 1-1,5 года до 3 лет; этот период связан с процессом дефекации и удовольствие ощущается от акта опорожнения кишечника, соответственно, эрогенная зона в это время располагается в анусе; 

 

- фаллический: от 3 до 6 лет; здесь проявляется интерес ребенка к своим гениталиям, манипуляции с ними доставляют радость и наслаждение. По мнению Фрейда такое обозначение данной фазы подходит и к мужскому и женскому полу, независимо от наличия или отсутствия у них пениса, так как это орган является основным предметом интереса и боязни кастрации мальчика и объектом зависти и желания владеть у девочек. В это же время активизируются такие психические силы, как эдипов комплекс и комплекс Электры, то есть бессознательное стремление ребенка обладать родителем противоположного пола; 

 

- латентный: от 6 до 12; сублимация, переориентация на социальные достижения своих либидозных влечений;

 

- генитальный: период полового созревания; восстановление сексуальных и агрессивных побуждений, бессознательный и осознаваемый интерес к своему и противоположному полу.

 

Приведенная выше схема достаточна проста и не отражает всего многообразия проявления энергии либидо. Развитие сексуальности не происходит линейно, не сводится к автоматической смене определенных стадий. "Мы полагаем в настоящее время, - пишет Фрейд, - что каждая фаза оставляет свой след в более поздних структурах, проявляясь в экономии либидо в характере личности" (Б. Ницшке, 2001).

           

Кроме вышеприведенных периодов развития либидо, к заслугам З. Фрейда можно отнести выдвижение им идеи о психической бисексуальности и о важности представлений индивида о первичной сцене и выборе объекта.           

Первичная сцена в терминах психоанализа включает в себя весь спектр фантазий, бессознательных знаний, личную мифологию ребенка о сексуальных отношениях взрослых, в частности своих родителей.

Эта сцена может содержать самые разнообразные домыслы, желания, влечения и конфликты: орально-эротические, орально-пожирательные, анально-эротические, анально-садистские, бисексуальные, эдипальные.

 

 

Подобные импульсы повторяют гнев ребенка, его желание сосать кровь и стремление причинить смерть, направленные и проецируемые на фигуры родителей. Эти страхи, тревоги и побуждения связаны с первыми опытами взаимодействия младенца с матерью или фигурой ее заменяюшей. Часто они не имеют вербального обозначения и хранятся в памяти тела. Если такие фантазии становятся ведущими в психической реальности индивида, что может быть при пограничной и психотической организации личности, то близкие отношения легко соотносятся со смертью, уничтожением, кастрацией (Дж. МакДугалл, 1999, С.18-19).

           

Согласно З. Фрейду человек проходит в своем развитии путь от инфантильной сексуальности до ее зрелой фазы. В этом процессе большую роль играет выбор объекта влечения либидо. На первой стадии ребенок направляет все свои стремления на инцестуозный объект любви, то есть на родительскую фигуру. Это так называемый «первый выбор объекта». Далее происходит «утрата объекта», то есть более или менее удачное преодоление эдипова комплекса, отказ от инцестуозной любви. На третьей фазе происходит «вторичный выбор объекта», это происходит после пубертатного периода как  воспроизведение инфантильного выбора объекта или нахождение его заново.            

Фрейд считал, что в основе любого последующего выбора объекта у лиц обоего пола лежат отношения между матерью и ребенком.

Но нужно понимать, что мать в данном случае может заменять любая фигура, которая удовлетворяет потребности младенца в утолении голода, эмоциональном тепле, заботе, любви, уходе за телом. Особенную важность в этих отношениях придается константности объекта, то есть длительному, ненарушенному взаимодействию между материнской фигурой и ребенком. Следует иметь в виду, что эти отношения хоть и оказываются действительно важными в процессе развития либидо, но они не являются единственными определяющими условиями его становления. Все наиболее важные объектные взаимодействия так или иначе влияют на эволюцию сексуальности. Это могут отношения с братьями, сестрами, дядями, тетями, бабушками, дедушками и другими фигурами.

Большинство детей имеют обоих родителей и поэтому можно предположить, что ребенок чувствует к каждому из них либидозную привязанность, вследствие которой и произрастает потребность достичь и материнской, и отцовской любовью одновременно. Это желание приводит к тому, что появляется стремление обладать родителем своего пола единолично, но кроме этого, в маленьком индивиде присутствует побуждение быть родителем противоположного пола и тем самым присвоить все привилегии, которыми он наделен по мнению ребенка.

Стремление быть андрогином, и мужчиной, и женщиной одновременно, является архаичным бессознательным влечением, переживаемым каждым человеком.

Но со временем неизбежно приходит понимание, что быть двуполым существом невозможно. «Необходимость смириться со своей судьбой и быть однополым наносит одну из самых жестоких нарциссических ран детства» (Дж. МакДугалл, 1999, С.13).

 

 Но внутренние бисексуальные конфликты могут как создавать невротические страдания, так и обогащать нашу жизнь в виде стимуляции творческих способностей или обычной дружбы с человеком своего пола. Кроме этого, осознавание своей недостаточности порождает в нас стремление искать близкого другого, создать союз, вступать в сексуальные отношения, которые дают нам возможность воплотить в жизнь  инфантильную фантазию об андрогине, пережить слияние тел и душ наяву.

 

Таким образом, З. Фрейд и его последователи оказали большое влияние на утверждение в обществе идеи о том, что сексуальность – не только физиологическое удовлетворение инстинкта продолжения рода, который следует держать под жесточайшим контролем, но и творческое, созидательное начало в психике человека. Также, именно психоаналитическое представление о психосексуальном развитии индивида дало импульс другим теоретикам и практикам на создание собственных доктрин о развитии личности, некоторые  из которых, как мы увидим ниже, так или иначе перекликаются с учением З. Фрейда.

 

Сексуальность в теории объектных отношений.

 

Дальнейшее развитие психоанализ получил в теории объектных отношений. В этой теории (О.Ф.Кернберг, М.Кляйн, М.Малер и прочие) утверждается, что основным мотивом в жизни человека является потребность в межличностных отношениях.

Психика формируется из элементов, взятых из внешних, первичных аспектов функционирования других людей.

Это происходит посредством процессов интернализации.  В своем развитии ребенок переживает следующие стадии развития:

 

- аутистическая фаза (от момента рождения до восьмой – двенадцатой недели жизни). Эго ребенка примитивно и неинтегрировано, первым объектом, удовлетворяющим инстинктивные влечения к самосохранению, является парциальный объект в виде материнской груди, на которую направляется либидо оральной зоны;

 

- симбиотическая фаза (от шести недель до полугода). Ребенок воспринимает материнский объект и себя как двуединое существо. Неспособный провести чёткое различие между собой и матерью, ребёнок переживает соматическое и психическое слияние с ней. Вследствие чередования фрустрации и удовлетворения своих потребностей младенец начинает осознавать «нечто вовне» и вырабатывать устойчивый образ матери. Материнское поведение по отношению к младенцу создает основу для формирования его образа Я (self) – первичных телесных и психических впечатлений о себе;

 

- фаза сепарации-индивидуации (от пяти месяцев до 3-х лет). Сепарация отражает процесс разделения, выхода из симбиотического слияния с матерью и включает установление объектных отношений. Индивидуация представляет собой процессы различения и ограничения ребенком собственных свойств и особенностей и создание внутреннего образа Я в виде серии последовательных представлений. Состоит из четырех подфаз: дифференциации (5-9 мес.), практики (9–15 мес.), воссоединения (15–24 мес.), консолидации объектов (24-36 мес.). (Малер. М., 2005).

 

​В зрелом возрасте особенности развития раннего периода влияют на выбор партнера и на характер взаимодействия в паре. Бессознательная основа отношений определяется содержанием и динамикой основных стадий развития  объектных отношений.

Взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализацию (Кренберг О.Ф, 2000 ). 

Дэвид Э. Шарфф в своей книге «Сексуальные отношения: секс и семья с точки зрения теории объектных отношений» исследует сексуальность, ее развитие, фазы становления и клинические случаи. Автор предлагает свою схему становления сексуальной зрелости личности.

 

 

Эта модель основана на особенностях игрового поведения ребенка в разном возрасте и на теории объектных отношений:

 

- стадия удовольствия: самый ранний уровень созревания, в котором сексуальный интерес сосредоточен на своем собственном теле. Тело выступает первым объектом игры и удовольствия. Эта важная составляющая зрелых сексуальных отношений, травмы или фиксации на этой стадии могут приводить к тому, что другой человек используется только для удовлетворения собственных желаний или клиент не способен получать сексуальное наслаждение сам – аноргазмия, фригидность.

 

- стадия близости: либидозный интерес связан с матерью как объектом сепарации. Целью сексуальной активности становится переживание близости со значимым объектом, несмотря на отделение от него. На данном этапе ребенок обнаруживает другого в своем мире и постепенно находит свой способ установления  комфортного состояния в дихотомии близости/отделённости. В игровой деятельности он взаимодействует с материнской фигурой непосредственно или через переходные объекты. Нарушения на этой фазе приводят к невозможности установления эмоциональной близости, холодность, частая смена партнеров, нежелание и неумение создавать долгосрочные отношения. Или же может присутствовать сильная зависимость от партнера, трудности в установлении границ с объектом любви, страх потери, желание всегда быть вместе и нежелание замечать различия между собой и другим.

 

- стадия сотрудничества: сексуальная активность направляется на другие фигуры, не только материнскую, в окружении ребенка: родитель противоположного пола, сиблинги, другие родственники, друзья и т.д. Это стадия ролевых игр со сверстниками, в которых важно уметь договариваться, брать ответственность, вступать в союзы и коалиции, дружить. При нарушениях в этом периоде человек не умеет прилагать усилия вместе с партнером, чтобы испытать сексуальное удовольствие, присутствует ригидность, нежелание идти на компромиссы, непонимание желаний партнера и неумение их удовлетворить. Также возможна скука, рутина в интимной жизни, неумение придумывать что-то новое и необычное вместе с партнером.

Индивидуальное прохождение этапов удовольствия, близости, сотрудничества дает каждому человеку ту уникальную структуру собственной сексуальности, которая в последующем влияет на выбор партнера, на собственный стиль сексуального поведения, на интимные фантазии и на способ их удовлетворения.

Наличие всех составляющих этой эволюционной схемы в индивиде, по мнению автора, дает ему возможность получать удовольствие в парных отношениях, дарить радость своему партнеру в интимной близости, открываться своим влечениям и желаниям с наслаждением.

 

 Вышеприведенная схема развития сексуальности схожа с психоаналитической моделью эволюции либидо З. Фрейда, что делает ее более понятной и доступной для понимания. Его схема более физиологична и теснее связана с анатомическими характеристиками развития индивида. Концепция  Д. Шарффа основана на эволюции игрового поведения ребенка и на психических особенностях взаимодействия индивида с окружающими его объектами.

 

Сексуальность, любовь и гештальт.         

 

Гештальт-терапевт Б. Мартель в своей книге  «Сексуальность, любовь и

гештальт» творчески соединяет физиологические основы полового влечения, гештальт-терапию и экзистенциальные смыслы. Б. Мартель объединяет цикл сексуального взаимодействия, описанный сексологами У. Мастерс и В. Джонсон, состоящий из пяти периодов (возбуждение – плато – оргазм – разрешение – рефрактный период),  и стадии контакта в гештальт-терапии, предложенные С. Гингером (преконтакт – завязка – контакт – развязка – ассиммиляция), в результате чего получается следующая схема сексуальных отношений:

интерес – желание – возбуждение – плато – оргазм – разрешение – рефрактный период – психическая переработка.        

Интерес как стадия сексуального взаимодействия может присутствовать в контакте, а может и нет. Есть люди, интересующиеся сексом, противоположным полом вообще, а есть те, кто эту фазу пропускает и сразу вступает на вторую стадию. И то, и другое является вариантами нормы.

 

Желание. На этом этапе человек осознает свое стремление к другому – реальному или воображаемому. Здесь соединяются физиологическое влечение и возбуждение от мыслей и фантазий. Индивид решает сам, как долго ему оставаться на этой стадии, прервать или затормозить свое желание.

 

Возбуждение. Появляются физиологические телесные импульсы – эрекция, увлажнение влагалища. Тело может вступить в сексуальный контакт.

 

Плато. Возбуждение становится сильнее, повышается нейромускульное напряжение, тело готовится к оргазму. Если он не произойдет, то процесс понижения напряжения может происходить долгое время.

 

Оргазм. Мощный выброс энергии, сильные телесные ощущения как локально образующиеся, так распространяющиеся по всему телу.

 

Разрешение. Фаза разрядки, при которой органы возвращаются в свое прежнее состояние, начинается сразу после оргазма и может длиться несколько часов.

 

Рефрактный период. Может наступать вместе с разрядкой или после нее. В это время новый цикл сексуального контакта не может начаться. Ярче выражен у мужчин и слабее – у женщин.

 

Психическая переработка. Это ассимиляция опыта, извлечение выводов, смыслов, принятие решений на будущее. Хотя этот этап помещен в конце цикла, присутствовать он может на всех стадиях сексуального взаимодействия.

            ​

​Предложенная схема является отличным подспорьем в работе терапевта, так как позволяет клиенту с интимным запросом определить и выявить проблему на конкретной стадии. Благодаря такой концепции можно смотреть на сексуальные трудности как прерывание процесса контакта, неспособность затормозить, остановить цикл или как на несостыковки в циклах партнеров.

          

 Б. Мартель выделяет два критерия сексуального здоровья индивида:

 

1) способность пройти весь цикл сексуального взаимодействия или же прервать его по собственному решению; сложности могут возникать на любой стадии, например, человек чувствует возбуждение, но не может достичь оргазма или же клиент вступает в неудовлетворяющие его интимные связи, пропуская этап психической переработки контакта и т.д.

 

2) присутствие в контакте главных составляющих сексуальных отношений, таких как нежность (умение давать и получать ласки, теплые слова, внимание), близость (возможность принять другого на своей территории без страха быть захваченным и поглощенным и погрузиться в другого, не теряя своего «Я») и здоровая агрессивность (ощущение своей силы, умение выражать свои желания и стремление пойти на встречу другому). 

 

Последний фактор частично совпадает с критериями зрелой сексуальности Д. Шарффа, указанные в предыдущем параграфе: удовольствие, близость, сотрудничество.

 

Кроме этого, Б. Мартель соединяет в своем труде вопросы сексуальной активности и глубочайшие экзистенциальные темы.  Автор описывает пять данностей бытия человека, с которыми сталкивается каждый индивид в процессе своей жизни, основываясь на представлениях Н. Салатэ.

 

 

Это ответственность за свои решения и поступки, конечность жизни, одиночество, собственное несовершенство и поиск смысла существования. Все эти данности связаны с сексуальностью человека и в той или иной мере влияют на возможности реализации и проживания полового влечения. Например, человек может испытывать сильнейший ужас перед возможностью своей смерти и для того, чтобы не встречаться со своим страхом, он  заводит большое количество сексуальных связей. Или же совсем не вступает ни в какие отношения, будучи твердо уверенным в своем несовершенстве в качестве возможного любовника.

 

 Б. Мартель приходит к выводу, что существует шестая экзистенциальная данность, такая как сексуальность. Для нее это – мощная энергия любви, радости и наслаждения, возможность почувствовать всю красоту контакта с партнером, объединение разорванных частей себя, получение удовольствия от присутствия рядом с собой другого. 

Таким образом, существует шесть экзистенциальных данностей: ответственность за свои решения и поступки, одиночество, собственное несовершенство, поиск смысла существования, конечность жизни, сексуальность.

Такое представление о сексуальности напрямую согласуется с моими ценностями в данном вопросе, независимо от того, в какой роли я нахожусь в текущий момент времени – терапевтической, клиентской или человеческой.

 

Психодраматическая теория и тема сексуальности.

 

Я. Морено и его последователи оставили богатое научное наследие по психодраматической теории и практики. В рамках рассматриваемой темы важно рассмотреть и соотнести с темой сексуальности следующие концепции: теорию спонтанности и теорию ролей.

            

 

Роль в понимании Я. Морено имеет множество определений. Роль как «форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты», как «единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы», как «наименьшая единица культуры» (Морено Я., 2008).

Таким образом, можно сказать, что роль – это «любое жизненное проявление индивида» (Гриншпун И.Б., 2000).

Существуют разные обозначения уровней ролей. З. Морено предлагает такую классификацию: психосоматические роли, психодраматические или фантастические, социокультурные (Морено З., 1998), но здесь мы не будем рассматривать этот вариант.

 

 Мы сосредоточим свое внимание на модели Я. Морено, дополненной Г. Лейтц. По их мнению существуют следующие уровни роли:

 

- соматический: телесная сфера, непосредственное поведение человека – «целующий партнера», «моющий посуду», «принимающий пищу» и т.д.

 

- психический: уровень интрапсихических состояний и процессов – «радующийся», «грустящий», «испугавшийся» и т.д.

 

социальный: область общественных взаимоотношений – «жена», «психолог», «клиент», «любовник» и т.д.

 

 - трансцендентный: экзистенциальный уровень роли –  «любящий», «творящий», «сочувствующий» и т.д.

 

Нормальное ролевое развитие предполагает поэтапное продвижение от соматической стадии  к трансцендентной.

Критерием здоровой личности является способность одновременно существовать на всех четырех уровнях: соматическом, психическом, социальном, трансцендентном. 

Например, любой индивид, проявляющий свою сексуальность, может находиться на следующих ролевых ярусах: «целующая партнера» (соматика),  «радующаяся» (психика), «жена» (социум), «любящая» (трансценденция).

 

При психологических проблемах индивид может пропускать какой-то уровень роли, например, женщина состоит в браке, любит партнера, но не получает эмоционального удовольствия от сексуальной жизни, считает, что «секс-это грязь», в данном случае у нее «пробел» в психическом уровне; индивид может не развивать роль, например, мужчина имеет множество интимных связей, получает удовольствие от секса, но не любит своих партнерш, таким образом, он не поднимается до трансцендентного уровня; также возможен ролевой конфликт, дефицит ролей, консервация роли и т.д.

 

Эта схема во многом схожа с моделью развития сексуальной зрелости в теории объектных отношений, но здесь присутствует необходимое звено, отсутствующее у Д. Шарффа – уровень трансцендентности. Именно эта экзистенциальная категория позволяет индивиду достичь и понять духовный, ценностный компонент своего бытия. Без него, возвращаясь к теме сексуальности, мы бы все вступали в половые связи, удовлетворяли свой инстинкт продолжения рода, не зная и не испытывая вдохновения, любви, удовольствия и воодушевления от присутствия другого. 

 

 

Кроме ролевой теории нам важно рассмотреть теорию спонтанности Я. Морено. Он считал, что способность человека быть творцом является его основополагающим качеством. При рассмотрении им различных аспектов творчества, он сформулировал понятие «спонтанности». Определений этой категории было дано множество, но я выбираю в качестве отправного мнение И.Б. Гриншпуна. Он сформулировал так:

"Спонтанность – это  некоторый энергетический импульс, определяющий направление и специфику возможного поведения, либо как способность непосредственного следования этому импульсу» (Гриншпун И.Б., 2000).

Спонтанность существует в моменте своего возникновения, она не может сохраняться или каким-то образом накапливаться, она может проявляться или подавляться. В последнем случае возникает, так называемый «невроз креативности», то есть обеднение бытия, отсутствие  созидающей, приносящей удовольствие жизни, снижение личностных возможностей для персональных и социальных достижений.

 

Спонтанность – это не только процесс, происходящий в рамках одного индивида, но к тому же еще и «поток ощущений, направленный к состоянию спонтанности другой личности. Из контакта между двумя состояниями спонтанности, сконцентрированных, разумеется, в двух разных людях, рождается межличностная ситуация» (Морено Я., 2008).

 

Последняя идея Морено как нельзя лучше описывает возможное сексуальное взаимодействие, приводящее всех его участников к упоению, радости и наслаждению.

Таким образом, спонтанность является одним из важнейших факторов здоровой сексуальной активности личности. Ее отсутствие делает человека неуверенным, ригидным, неспособным на глубинное удовлетворение своих жизненных импульсов.

Мне представляется, что в идеи спонтанности Я. Морено есть что-то общее с представлениями З. Фрейда о природе энергии «либидо».

При жизни эти два великих психотерапевта не соглашались друг с другом по многим позициям, в том числе по этому вопросу, но общая концепция о психической энергии некоего рода, побуждающая человека к творчеству, любви, созиданию присутствует в их учениях. В любом случае и психоаналитическая доктрина, и психодраматическая подтверждают тот факт, что для выражения своей сексуальной активности личности необходимо осознавать свои либидозные импульсы, проявлять спонтанность, вдохновляться и творить.

 

Таким образом, проанализировав письменные источники нескольких авторов, принадлежащих к различным психотерапевтическим направлениям, мною были сделаны следующие теоретические выводы:

 

1. Сексуальность — совокупность психических и физиологических реакций,

переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. В своем выражении она присутствует на соматическом, психическом, социальном и трансцендентном уровнях.

 

2. В процессе своего развития каждый человек проходит определенные

этапы сексуального взросления. Таких этапов несколько:

 

- стадия удовольствия, как способность получать телесные наслаждения;

 

стадия близости, как умение находится в контакте с другими, не теряя себя;

 

- стадия сотрудничества, как потенция вместе творить, действовать, создавать что-то общее;

 

- стадия экзистенции, как возможность найти высший, духовный, ценностный смысл в происходящей встрече с другим.

 

3. Критерием сексуальной зрелости личности является наличие всех

вышеперечисленных составляющих.

 

4. Основой здорового сексуального стремления и его адекватной

реализации является спонтанность, понимаемая как психическая энергия индивида, определяющая направление, специфику возможного поведения в этой области и способность непосредственного следования этому импульсу. Спонтанность – это основа творческого, созидающего начала в человеке.

 

 

Практические аспекты  работы с темой сексуальности в психодраме.

 

В этой части работы будут представлены практические комментарии

и рекомендации по организации групповой психодраматической работы на тему сексуальности. Мною были проведены следующие мероприятия на заявленную тему:

 

- ворк-шоп «Взрослые игры или что такое сексуальная зрелость?» на 10-й Московской психодраматической конференции;

 

- две терапевтические группы выходного дня на тему «Пробуждение сексуальности»;

 

- мастер-класс на Вег-фесте «Пробуждение сексуальности»;

 

- три структурных упражнения на тему сексуальности в рамках учебы на директорском курсе;

 

-  индивидуальные работы на эту тему в групповой психотерапевтической работе.

 

При проведении групповой работы любая тема в психодраме подлежит раскрытию через прохождение трех этапов: разогрев, само действие и шеринг.

 

Разогревы на тему сексуальности.

 

Разогревы на тему сексуальности могут быть направлены на актуализацию различных аспектов заявленной проблематики:

 

- Что для меня означает сексуальность?

- Как я себя проявляю в сексе?

- Как привлекаю партнера?

- Что для меня значит секс и моя сексуальность?

- Какие сложности у меня есть в этой теме?

- и т.д.

 

Сразу после знакомства, еще до основных упражнений возможно предложить участникам обсуждение, какой смысл вкладывают они сами в понятие «сексуальность», что дает общее представление о собравшейся аудитории, ее опыте и возможных сложностях. Кроме этого, ведущий сам может поделиться о различных теоретических подходах к этой теме и свои соображения о том, что для него означает это понятие.

 

Также очень важно обозначить правила работы группы (я-сообщения, конфиденциальность, уважение  друг к другу, безоценочность и т.д.) и дать какое-то время на их проговаривание и принятие. Возможно, кроме вышеобозначенных часто используемых принципов группового взаимодействия, кому-то из участников потребуются какие-то свои особенные нормы поведения в коллективе. Например, это может быть нежелание телесных прикосновений, невозможность употребления каких-либо слов и т.д.

 

Упражнение "Скульптура моей сексуальности".

 

После обсуждения темы и принятия общих правил я обычно предлагаю разогревающее упражнение «Скульптура моей сексуальности», состоящее из трех этапов:

 

Первый – выбрать из предлагаемых ведущим картинок ту или те, которая/которые наиболее полно отражает/отражают представление о собственной сексуальности (изображение может быть не одно). Это не обязательно бывают какие-то специальные открытки или фотографии, здесь ведущий может на свой вкус отбирать понравившиеся материалы: и метафорические карты, и рисунки, и изображения природы, животных и прочее. На этом этапе можно обсудить выбранные картинки, что дает много пищи для размышлений и осознаний или же дать возможность клиентам сделать тоже самое, но на следующей стадии в своих подгруппах. 

 

Второй – разделить людей на тройки, в которых с помощью друг друга участники создают динамическую скульптуру своей сексуальности, где сам автор строит, а два других изображают его самого и его сексуальность.

 

Третий – показать в группе свою фигуру, обычно в этом месте возможно спросить скульптора о своих чувствах, когда он смотрит на замысел, предлагаю придумать название для композиции и предлагаю участникам тоже в этом поучаствовать. Такой вариант возможен с небольшими коллективами, если же участников больше 25, имеет смысл после первого этапа разделится не по тройкам, а по другим не численным основаниям, например, найти  тех людей, чье изображение по смыслу, настроению, ощущению похоже на собственное.

 

Ролевая игра "Жизнь в гареме".

 

Кроме вышеуказанного упражнения возможны и другие варианты. Но в них следует иметь в виду различные ньюансы, которые могут привести к неожиданным результатам. Например, в учебной группе директорского курса я предлагала в качестве разогрева игру «жизнь в гареме», где участники выбирали себе различные роли, начиная от султана, заканчивая вазой в спальне. После вхождения в образ происходило спонтанное действие с совершенно неожиданными последствиями (в нашем случае молодая жена султана убежала с любовником из дворца).

 

Такой вариант разогрева оказался неудачным. Участники группы больше разогрелись на тему власти, амбиций, свободы и принуждения, чем на работу со своей сексуальностью.

 

Упражнение "Группа анонимных сексоголиков".

 

Еще в этой же группе было предложено поиграть в группу анонимных сексоголиков, где участники придумывали себе «заболевания» в нужной тематике – маньяки, вуайеристы и т.д.

 

Здесь меня подвела собственная неподготовленность к работе с поднявшимся материалом. Время было ограничено и необходимо было в него уложиться, а такое «в лоб» упражнение требовал другого формата работы. Группа осталась недовольна, в обратной связи от участников было высказано, что их разогрели и оставили в своих темах.

 

Арт-методики.

 

Кроме психодраматических техник имеет смысл использовать арт-методики. Можно предложить различные варианты самостоятельного рисования: и пальчиковыми красками (формат бумаги А3), и пастелью (формат А4), и гуашью, акварелью. Темы – «Моя сексуальность», «Секс в моей жизни», «Я и Другой» и т.д.

 

Направленные визуализации.

 

Что касается визуализации, то здесь можно создать свой текст или использовать чей-то понравившейся. Например, я в своих группах использовала материал из книги И. Шевцовой «Тренинг работы с собственным детством»: упражнение «Волна» (Шевцова И., 2008). В этом тексте делался упор на различных воспоминаниях из детства, которые могли быть связаны в становление сексуальности.

 

 

Психодраматическая драматизация на тему сексуальности.

 

После первого этапа психодраматической работы следует собственно драматизация. В группах выходного дня, в учебных группах и на мастер-классе на Вег-фесте участникам  предлагалось делать свои работы. Темы были различными: разобраться в причинах влюбленностей в неподходящих партнеров, сложности в общении с противоположным полом, страх перед сексуальными отношениям и т.д.

 

Первая сцена, которая достаточно часто использовалась мною и которая на мой взгляд является очень удобной для драматизации именно такой темы, строилась через метафору. То есть протагонист может показать свою сексуальность через образы («она для меня неведомый зверь, помесь хомячка и медведя»), через телесные ощущения («я вся сжимаюсь, когда ко мне прикасается любимый мужчина»), через постановку созданных в разогреве скульптур, рисунков, визуализаций и т.д.

 

По наблюдениям автора в основе проблем такого рода лежали взаимоотношения с матерью: отвержение, непринятие, непонимание, покинутость, негативная оценка и т.д. Иногда в работах появлялись фигуры других значимых родственников: отцов, сиблингов, бабушек и прояснялись отношения с ними, но в 90% случаев влияние матери оказывалось решающим. Причем можно было отследить на какой стадии становления сексуальности возникает проблема. То это проблема в установление границ близости (вторая стадия), то в сложностях принятия своего тела и своих желаниях (первая стадия) и т.д.

 

Еще также была замечена чрезвычайную травматичность разбираемого материала. Сама по себе тема способствовала к быстрому погружению в интимный, глубоко личный процесс переживаний отношений с другим, что поднимало на поверхность сознания тяжелые воспоминания, сложно проживаемые эмоции и болезненные чувства. Поэтому имеет смысл подготовится к тому, что возможно ведущему придется работать с последствиями шоковых травм у клиентов: изнасилованиями, инцестами, сексуальным использованием и т.д.

 

 

Не во всех случаях происходили личные работы. На психодраматической конференции цель была пройти вместе с участниками все этапы сексуального взросления с помощью структурированных упражнений.

Одно из них проходило в форме танца.

 

Структурированное упражнение "Танец отношений".

 

Инструкция была следующая:

 

1. Выберите человека в группе, которому вы больше всего доверяете. Встаньте друг на против друга, закройте глаза, поднимите руки, согните их в локтях и дотроньтесь ладонями. В тот момент, когда зазвучит музыка, начните медленно и аккуратно двигаться, изучайте партнера, силу и плавность его и ваших движений, когда появится желание увидеть его, откройте глаза. Не размыкая ладоней, продолжайте создавать свой танец, прислушивайтесь к вашим ощущениям и эмоциям.

 

2. Дальше попробуйте разъединить ваши руки, сначала отделите одну, потом другую, танцуйте рядом, но без прикосновений. Экспериментируйте с дистанцией: близко, далеко, опять близко и т.д. Сохраняйте контакт глазами, постепенно увеличивайте расстояние между вашим партнером и собой.

 

3. В какой-то момент отведите взгляд и посмотрите на то, что вас окружает, у вас есть возможность станцевать свой собственный танец или, возможно, вы пожелаете вступить во взаимодействие с рядом двигающимися людьми. Дальше вам предстоит вернуться к вашему партнеру и станцевать ваш новый общий танец.

 

Музыка выбирается ведущим по своему вкусу, она должна быть незнакома большинству участников, чтобы не вызывать ненужных ассоциаций, быть не очень быстрой, чтобы под нее было несложно двигаться в неторопливом темпе, длительность мелодии должна составлять 5-10 минут. Обычно хватает 10 минут для танца и в случае не очень длинной композиции, имеет смысл ее поставить дважды. В течение всего упражнения звучит только музыка, партнеры не разговаривают и все их общение происходит в форме танца. Во время инструкции ведущий может попросить кого-то из участников помочь себе и показывать на собственном взаимодействии какие этапы проходит танец. Так проще и быстрее запоминаются предписания.

 

Это упражнение имеет продолжение. После окончания танца, партнеры обмениваются своими переживаниями: что понравилось, что было непросто, что хотелось бы изменить и перетанцевать. После обсуждения ведущий предлагает в тех же парах пройти заново те этапы танца, которые в первый раз по каким-то причинам были пройдены не так, как хотелось, что они и делают. Но это еще не все. Далее можно предложить парам воссоздать какой-то элемент их танца, который наиболее полно отражает характер их взаимодействия, его суть и смысл. По очереди партнеры показывают перед группой свои композиции.

 

             

Само по себе это упражнение обладает какой-то невероятной силой и глубиной погружения. Одного его проживания и анализа хватило бы на отдельный тренинг  и поэтому не всегда все этапы такой работы возможно воспроизвести в группе по исследованию сексуальности. Но какие-то отдельные части проделать вполне возможно.

 

Упражнение следует рассматривать и как разогревательно-диагностическое, и как терапевтическое, в зависимости от задач ведущего. В первом случае в инструкции следует обратить особое внимание на осознание участниками своих переживаний в каждой стадии танца, не проводить два последующих этапа, а сосредоточится на драматизациях по запросам участвующих. Во втором случае следует пройти все стадии упражнения (танец, перетанцовка, нахождение элемента) и дать группе больше времени на обратную связь, обсуждения и шеринг.

 

Этот танец был создан на основе теоретических разработок Маргарет Малер, а именно ее исследований в сфере процессе «сепарции-индивидуации» (М. Малер, Ф.Пайн, А. Бергман, 20011). Я попробовала на себе все этапы такого процесса в форме танца на «Вводном курсе по танцевально-двигательной терапии», который проводила Ассоциации танцевально-двигательной терапии (АТДТ).

 

Такое упражнение укладывается в те теоретические предпосылки, которые изложены выше, в теоретической части статьи, а именно: в процессе своего развития каждый человек проходит определенные этапы сексуального взросления. Таких этапов несколько:

 

- стадия удовольствия, как способность получать телесные наслаждения;

- стадия близости, как умение находится в контакте с другими, не теряя себя;

- стадия сотрудничества, как потенция вместе творить, действовать, создавать что-то общее;

- стадия экзистенции, как возможность найти высший, ценностный смысл в происходящей встрече с другим.

 

Каждый из этих этапов отражается в танце: телесный контакт, переживание близости и разделения с объектом, сотрудничество и нахождение собственного смысла в отношениях с другим.  

 

Шеринг

 

Последний этап психодраматического процесса – это шеринг, в котором участники делятся своими чувствами и переживаниями о прожитом опыте, осознаваниями и инсайтами. Имеет смысл сделать глубокий шеринг и оставить достаточно времени для него в конце занятия, так как на этой стадии важно «закрыть» всех участников, дать им возможность проговорить все невысказанные переживания и проявить, возможно, какие-то непредъявленные чувства и эмоции.

 

 

Таким образом, проанализировав практические психодраматические занятия на тему сексуальности, мною были сделаны следующие выводы:

 

1. На начальной стадии работы обязательно следует обсудить и принять правила групповой работы: конфиденциальность, уважение  друг к другу, я-сообщения, безоценочность и т.д.

 

2. Важно оценивать риски в своей деятельности: достаточность времени, анализ состава участников и возможные сложности, опыт групповой работы, собственные травматические переживания ведущего по заявленной теме и т.д.

 

3. Необходимо понимать, что тема сексуальности способствует быстрому

погружению в интимный, личный процесс переживаний отношений с другим, что поднимает на поверхность сознания тяжелые воспоминания, сложно проживаемые эмоции и болезненные чувства. Ведущий должен знать, что ему, возможно, придется работать с травматическими переживаниями клиентов, причем самого разного периода жизни, начиная с внутриутробного.

 

4. Рекомендую в личных работах идти в драматизацию через

метафору клиента: символ сексуальности, соматические симптомы, постановка скульптуры, рисунка, образа из визуализации и т.д.

 

5. Мой опыт работы показывает, что при психодраматической

драматизации чаще всего нарушения процесса становления сексуальности обнаруживаются в проблемах взаимодействия с матерью.

 

6. В некоторых личных работах подтвердилась гипотеза о связи сложностей

в сексуальном самовыражении клиентов с их проблемами в прохождении стадий сексуального взросления:

 

- стадия удовольствия, как способность получать телесные наслаждения;

- стадия близости, как умение находится в контакте с другими, не теряя себя; - стадия сотрудничества, как потенция вместе творить, действовать, создавать что-то общее;

- стадия экзистенции, как возможность найти высший, ценностный смысл в происходящей встрече с другим.

 

Я надеюсь, что его работа поможет ведущим групп расширить свой психодраматический инструментарий в заявленной теме, а также даст импульс для создания собственных техник, которые они смогут с успехом использовать в своей работе.
 

(Статья опубликована в журнале "Психодрама на сцене и в жизни", выпуск №5, 2015)

 

Список использованной литературы:

 

1. Акимова Л. Психология сексуальности. Одесса: СМИЛ. 2005.

 

2. Гриншпун И.Б., Морозова Е.А. Психодрама. Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-центр, 2000.

 

3. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Независимая фирма «Класс», 1993.

 

4. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

 

5. Кернберг Ф. О. Отношения любви. Норма и патология. М.: Независимая фирма Класс, 2000.

 

6. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. М.: Когито-Центр, 2007.

 

7. МакДугалл Дж. «Тысячеликий Эрос. Психоаналитическое исследованиечеловеческой сексуальности». Сб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1999.

 

​8. Малер М., Пайн Ф., Бергман А. «Психологическое рождение человеческого младенца». М.: Когито-Центр, 2011.

 

9. Малер М., Мак-Девитт Дж. Б. Процесс сепарации-индивидуации и

формирование идентичности. М.: Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, № 2

 

10. Мартель Б. Сексуальность, любовь и гештальт. Сб.: Речь, 2006.

 

11. Морено З. Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома.

Эволюция психотерапии. М.: Класс. Т.3. 1998.

 

12. Морено Я. Психодрама. М.: Апрель-пресс, 2008.

 

13. Ницшке Б. Значение сексуальности в трудах Зигмунда Фрейда. 2001.

электронный каталог: http://lib.uni-ubna.ru/search/files/psy_enc_glub_psy/Nicshke.htm

 

14. Холмс П., Карп М. Психодрама - вдохновение и техника. М.:

Независимая фирма «Класс», 2009.

 

15. Шарфф Д. Сексуальные отношения: секс и семья с точки зрения теории

объектных отношений. М.: Когито-центр. 2008.

 

16. Шевцова И. Тренинг работы с собственным детством. Сб.: Речь, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Please reload

Статьи Ольги

Путь героини. Переход. Трансформация. Возрождение.

08.08.2018

1/10
Please reload

Последние статьи Ольги
Please reload

Архив

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload