Героический эпос: как стать победителем?

 

Когда я изучала возможность применения художественных жанров в личныхжизненных сценариях и сюжетах, то обнаружила интересную 
закономерность: появление разных стилей повествования в мировой
истории соотносится с индивидуальным развитием личности. Если 
посмотреть, как происходит психическое развитие человека, то можно 
увидеть определенные периоды, в которых появляется необходимость в 
новых способах реагирования на реальность. 

 

Человек поочередно попадает в определённые жанры, разрешение которых уже описано в художественных текстах и предполагает особое развитие сюжета.

 

То есть сам процесс эволюции рода людского как будто требовал разных 

форм отражения Бытия и человека в нём. Именно поэтому жанры 

появлялись в определённом порядке, отражая не только трансформацию 

общественного сознания, но и этапы индивидуального развития. 

 

Но начнём по порядку. 

Героический эпос как жанр личной истории

Самыми первыми литературными произведениями были героические эпосы.Строго говоря, раньше них возникли религиозные гимны, поучения, письма, погребальные тексты. Они являлись первыми попытками человека письменно отразить окружающую действительность, но самостоятельным 
художественным жанром они так и не стали. А вот героические эпосы стали. Их названия широко известны: «Эпос о Гильгамеше», «Рамаяна», «Иллиада», 
«Одиссея» и т.д. В них описывались истории о борьбе героя со злыми силами, судьбой, роком. Этот жанр отражает процесс выживания и торжества жизни, преодоление забвения и победу над смертью. 

 

 

Герой отличается от обычных людей своей силой, смелостью, уверенностью.Он всегда побеждает, даже если он проигрывает битву, потому что тогда за ним остается моральная победа. Часто он является потомком Богов и ему предначертана особая судьба. Он создан для подвигов, битв и борьбы, не ведает страха и сомнений: 

 

«Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята, 

Чье оружие в бою не имеет равных» 

(Эпос о Гильгамеше).

 

Жанр «Героический эпос» появляется первым в жизни человека, так же как 
он был первым и в мировой истории. 

 

Перед каждым из нас в начале своего пути стоят две главные задачи:родиться и выжить. 

 

Чтобы это осуществить, необходима большая жизненная энергия, витальная сила, сметающая препятствия и помогающая продвигаться вперёд, не отступая и не сворачивая от намеченной цели. А иначе смерть или инвалидность, как отсроченная смерть. Поэтому энергия эпического героя так важна именно в самом начале жизненного пути человека. Потом наступают другие этапы жизни, появляются новые задачи, но опыт своего «героического» прошлого остается в каждом человеке. 

 

Собственно проблема выживания вплоть до недавнего времени стояла 

перед людьми в течении всей жизни очень остро даже в мирное время. И 
обращение к своей витальной силе ради спасения и самосохранения 
происходило часто, если не постоянно. 

 

Мифы о героях, былины, эпосы создавались в каждой народной традиции в 

течении всей литературной истории человечества: «Сказание об Илье 

Муромце», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Калевала» и т.д. Они не только  позволяли гордиться культурным образом славного предка, но и обращали внимание на собственного внутреннего победителя, служа 

постоянным напоминанием важности борьбы и преодоления.  

 

 

Сейчас в относительном благополучии западного мира выживание не 
требует от нас значительных усилий. Развитие медицины и системы 
социального обеспечения, решение проблемы голода и повышение уровня 
жизни способствует исключению жанра «героического эпоса» из 
востребованных нами способов реагирования на действительность.  

 

Зачем он тогда нам сейчас? Ну, конечно же, в ситуации реальной угрозы 
жизни, хотя такое случается редко, но прежде всего в моменты, когда:

- кажется, что жизнь течёт сама по себе, 

- нет ощущения авторства своей жизни, 

- события случаются, а не создаются Вами, 

- слова «победить», «достичь», «добиться» не встречаются в Вашей речи, когда Вы говорите о себе. 

 

Если Вам знакомо такое состояние, то, возможно, Вам не хватает
«героической» энергии и жанр эпоса может в этом помочь. 

 

Самое главное, о чём в этом случае следует помнить, что Вы 
родились и выжили, если читаете эти строки, и значит Герой точно 
присутствует в арсенале Ваших ролей.

 

Иногда мы можем забывать о нем, оставлять за ненадобностью в прошлом, 
не считать его адекватным для поведения взрослого человека. Но его
мощная энергия точно хранится внутри Вас, ожидая своего часа. Главное, во время вспоминать о нём и обращаться к его силе.

 

Каким образом Герой включается в нас и погружает в жанр "героического эпоса", ведя к победе и к свершениям?

 Путешествие героя

Основа героического сюжета хорошо описана Дж. Кэмпбеллом в
«Тысячеликом герое», где он проследил общие закономерности развития 
историй, мифов, легенд разных народов и вывел универсальную формулу
«мономифа». Его он назвал «Путешествием Героя», в котором главный персонаж проходит определенные этапы в своем развитии.

 

Герой - это человек, который поднялся над собственными ограничениями к общезначимым человеческим ценностям.

 

 

Ниже мы рассмотрим основные вехи этого пути, вызовы и препятствия 

каждого. При прочтении пробуйте примерять эти этапы на себя, вспоминая свои реальные ситуации:

- на каких из них Вам сложно, на каких просто?

- на каких Вы застреваете и не идёте вперед?

- вызов какого этапа кажется самым интересным для Вас?

 

1. Обычная реальность.

 

Здесь мы просто живём. Привычная жизнь, знакомая повседневность, всё понятно и предсказуемо. В чём-то спокойно, в чём-то скучно, в чём-то грустно, но в целом всё в порядке.

 

 2. Зов.

 

Собственно с него и начинается путь героя, с призыва выйти из привычного мира, навстречу к неизведанному, опасному, непонятному. Этот голос зовет найти свое призвание, преодолеть себя, вознестись над обыденным, совершить поступок. Иногда зов приходит из страдания: кризиса, боли, потери, увиденной несправедливости и т.д., а иногда из пережитого восторга или удивления: вдохновляющая история, прекрасное произведение искусства, чей-то героический поступок и т.д. Пробуждение происходит в глубине нашей души и требует отклика, собственного действия.


Иногда мы отказываемся от зова, объясняя себе, что сейчас не время, нет сил или денег, что это всего лишь наша блажь и что в жизни все не так, как нам мечтается.

 

Зов может стать громче - приходят сложные ситуации, вдруг возникают проблемы на работе, в отношениях. Жизнь показывает, что мы застыли, закрылись, отказались от себя, что пора двигаться дальше. Но и здесь мы можем отворачиваться от зова и тогда происходит так называемый «отказ от призвания».

 

 

3. Намерение.

 

На этом этапе герой формулирует цель своего путешествия: "Я стану режиссером", "Я остановлю хулигана", "Я найду свою первую любовь", "Я напишу картину", "Я создам приют" и т.д. 

 

Без намерения герою не за чем отправляться в путь: нет цели, нет мотива, нет представления , а зачем, собственно идти за зовом.

 

Намерение вдохновляет, направляет, двигает. Обращение к нему даёт силы идти дальше, когда нет веры в себя и в своё призвание.

 

4. Порог.

 

Когда герой выходит за порог, пути назад уже нет. Он попадает в неизведанное, непредсказуемое, непонятное, новое и опасное. Порог можно рассматривать со следующих позиций:

- как признание своей ответственности за начало пути, герой сам делает этот шаг, его никто не может заставить;

- как "роковую черту", выбор, который может привести к непредсказуемому результату, возможно, фатальному;

- как пресловутый "выход из зоны комфорта", дальше будет сложно, больно, тяжело, но без пересечения порога невозможно достичь новых вершин.

 

На пороге можно стоять годами и никуда не идти, понимать, что изменения нужны, слышать зов, но не делать решительного шага.

 

5. Союзники.

 

На этом этапе, после пересечения порога, герой обращается к своим союзникам, или хранителям, как их называет Дж. Кэмпбелл.

 

Хранители - это внешние или внутренние фигуры, которые будут помогать герою в путешествии.  

 

Они могут быть реальными учителями, наставниками, помощниками, или мифологическими существами, или собственной верой в себя, желанием дойти до конца и т.д.

 

Сложностью на этом этапе могут стать обесценивание важности помощи от других, не желание искать поддержку, недоверие, отсутствие доступа к внутренним ресурсам, не внимательность к словам, советам, идеям союзников и т.д.

 

 

6 . Демоны.

 

Демоны или драконы в путешествии - это вызовы, препятствия, сложности, встречающиеся на пути героя.

 

Демоны - это внутренние или внешние силы, которые уводят с пути, мешают, тормозят, не дают двигаться вперед.

 

Конечно, основная проблема этого этапа - столкновение со своими теневыми структурами, которые противятся самому пути, постижению призвания, становлению героя. Они находятся внутри и даже, если имеют место внешние препятствия, они все равно заостряют собственную неуверенность, ощущение бессилия, неверие в свой путь, желание всё бросить. 

 

7. Точка смерти. 

 

Это точа кризиса героя, его темная ночь души. Здесь сталкиваются наши внутренние хранители и демоны. Кто окажется сильнее и настойчивее? За кем пойдет герой? Кому поверит? 

 

Это самое большое препятствие пути, самая сильная точка напряжения.

 

"Кажется, что ничего не меняется", "Бьюсь как рыба об лёд, а результат нулевой", "Никто не верит в меня", "Я перестал понимать, зачем я ввязался в этот проект". 

 

На этом этапе невозможно предугадать сколько он продлиться. Герой может преодолеть свой кризис быстро, а может затормозить на нём на долгий срок. И тогда апатия, депрессия, саморазрушение смогут одолеть его и путь не будет пройден до конца. 

 

 

8. Подарок силы.

 

Если герой справляется с предыдущим этапом, он получает подарок силы. Это внутреннее перерождение, обретение нового качества, навыка, принципа жизни. Именно за ним герой и пошел в путь. 

 

Сокровище, которое герой получает в этой точке и является тем самым даром путешествия.

 

Вызов этого этапа - присвоить результат своего преобразования, не обесценить, не отдать другим, поверить в его реальность, увидеть свои заслуги в его получении. 

 

9. Испытание. 

 

Это время борьбы, период преодоления, возможность воспользоваться подарком силы и испытать его в действии.

 

Герой учиться применять дар, полученный на предыдущем этапе, в реальной жизни. 

 

Он испытывает себя, получает новые знания о мире , экспериментирует, обретает опыт другого бытия, борется с препятствиями и вызовами.

 

Главное, не заиграться на этом этапе и пройдя свои испытания, вернуться в обыденный мир. Чувствуя в себе силу героя, может появиться соблазн остаться в нём надолго. И тогда испытания не будут заканчиваться, борьба с врагами и недоброжелателями станет смыслом жизни, а желание все время побеждать и наказывать обидчиков уведёт от цели путешествия.

 

10. Возвращение.

 

Здесь начинается заключительная стадия путешествия. Герой возвращается домой: к своим близким и родным. Он приходит обновлённым, с изменённой идентичностью.

 

Герою есть чем поделиться, он готов рассказать о своём опыте в пути.

 

На этом этапе нас ждет несколько важных действий героя, не совершив которые путешествие останется незаконченным, не пройденным до конца. Здесь важно не остановится, иначе ассимиляция опыта не произойдет и история не станет героической.

 

11. Мастерство.

 

Это этап признания другими новых приобретений героя в результате пути. Он может стать наставником или учителем в своём сообществе.  Он готов делиться своими знаниями, навыками, смыслами.

 

Герой не в одиночестве наслаждается своими дарами, он позволяет своим ученикам, последователям, соратникам вместе с ним использовать приобретённый опыт и новые принципы жизни.  

 

Вызов этой стадии: нежелание делится своими приобретениями, жадность и скупость, неуверенность в нужности и важности даров путешествия для других, незнание, как сообщить о них людям. 

 

 

 

12. История силы.

 

Рассказать историю своего путешествия и присвоить её - задачи этого этапа. Каким я увижу свой путь после его завершения? Что мне покажется важным, а что незначительным? Как я назову его? 

 

Здесь важно рассказать людям и самому себе о своих испытаниях и дарах, поблагодарить помощников и союзников, вспомнить о демонах и точке смерти, поделиться выводами, то есть сделать историю достоянием своего сообщества, включить её в свою биографию. 


И только здесь путешествие героя заканчивается. Но может начаться новое. 

 

По этим этапам можно проследить, как разворачивается жанр "героического эпоса" и как энергия архетипа Героя включается в нас, помогая расти над собой и совершать свои подвиги. 

Практическая работа с жанром "героического эпоса"

Закономерно возникает вопрос: конечно, всё, что здесь написано очень интересно, но как  мне в жизни применить эти этапы, как мне понять , есть ли у меня такое путешествие, как разбудить своего героя?

 

Ниже я напишу упражнения, которые я использовала в своей практике, чтобы пробудить и присвоить себе жанр героического эпоса.

 

1. Вспомните герои каких книг, фильмов Вам нравились в детстве.

 

Выберите двух-трех. Например, для меня это ПеппиДлинныйЧулок, Герда, Машенька из сказки "Маша и медведь".

 

Найдите то общее, что их объединяет: черты характера, цели, отношение к миру, людям, себе. Мой ответ: непокорность, упрямство в достижении цели, творческий подход в реализации задуманного. 


Если бы у них был девиз, то как бы он звучал?  "Бороться и искать, найти и не сдаваться"

 

Как эти герои и их девиз отражают Ваше отношение к жизни сейчас?  Не сказать, что это мой девиз по жизни, но время от времени я ему следую. И некоторые мои близкие иногда меня упрекают в эгоизме: в стрессовых ситуациях я не обращаю ни на кого внимания, делаю только то, что считаю нужным. Наверное, в чём-то они правы:)

 

А вот их качества: непокорность, упрямство живут во мне сейчас и точно мне помогают.

 

 

2. Вспомните историю из Вашей жизни, где Вы одержали победу. Победа может быть как над реальными людьми или обстоятельствами, а также и над собственными слабостями. Запишите её в форме мифа или предания. 

 

Моя история:

Я взял одну историю, которая произошла со мной 2 месяца назад. Как я преодолевала сложности при покупке йогурта на Ярославском вокзале.

 

"Она вышла на перрон, поезда еще не было. Острое чувство голода мешало сосредоточиться. Путь предстоял не близкий, нужно было подкрепить свои силы. Где? Киоски предлагали пирожки, газировку, чипсы. Не то!

 

Она увидела служащую вокзала: добрая женщина может знать, где добыть еду. Она указала ей дорогу вниз, по переходу, где есть другие киоски и другая еда. Они действительно были, но путь к ним был прегражден турникетами. Выйти за них она не могла, так как бумаги на выход не было. Стражники по другую сторону турникетов не выпускали ее, хотя имели такую возможность. Стоило им только провести волшебным пропуском и двери бы открылись. В открытый бой с ней они не выходили, хотя она призвала их к честному поединку. Стражники лишь злобно хихикали между собой, видя ее бессилие. Отступить? Сдаться? Уйти ни с чем? Нет!

 

С той стороны, где была еда, вдруг пошли люди. Отлично! Она воззвала к ним и они услышали ее. Киоск, продавщица, холодильник, передача йогурта через турникет и добыча у нее в руках.

 

У нее еще осталось время выпить кофе наверху, но это уже было новое испытание и другая история."

 

Обратитесь к герою Вашего эпоса. Опишите:

- его качества:  упрямая, смелая;

- побудительные мотивы:  голод и желание справедливости;

- кому/чему от противостоит? глупости и узости мышления служащих РЖД;

- кто/что помогает в преодолении?  настойчивость;

- каков его жизненный девиз? "Борись! Иди до конца!"

 

 

3. Посмотрите на тех героев, что проявились в первом и втором упражнении. Герои прошлого и герои настоящего.

 

Есть ли отличия?  Отличия в отсутствии творческого подхода у героини в настоящем, что печально. Он мне бы пригодился сейчас. 

 

А сходства? Ну, конечно, упрямство, непокорность, настойчивость. 

 

Какую трансформацию, эволюцию Вы видите в своих героях? Потерялось где-то творчество и гибкость, надо бы вспомнить о них. 

 

Как бы Вам хотелось изменить своего героя, исходя из образов прошлого и настоящего?  Я бы оставила творчество и сохранила настойчивость.

 

 

4. Героическая энергия есть в каждом из нас и если обратиться к Вашему  новому герою, то как бы его назвали? Примерные варианты: герой-воин, герой-учитель, герой-проводник, герой-спасатель, герой-святой, герой-правитель, герой-любовник, герой-мудрец и т.д. Мой герой: воин-творец. 

 

Напишите девиз этого героя: "Измени мир через творчество!"

 

5. Обратитесь к своей реальной жизненной ситуации. Посмотрите на нее с точки зрения пути героя. 

 

На каком Вы сейчас этапе?  Я хочу дальше продолжать писать статьи, чтобы в итоге написать книгу. Какую, пока не знаю. Думаю, что я на этапе "точки смерти".

 

В чём сложность этого этапа для Вас?  Устала и пока непонятно, что вообще выйдет из моей затеи. 

 

Какие качества Вашего героя могут решить эту трудность?

 Упрямство точно:) и творческий подход, конечно. 

 

Как девиз Вашего героя можно применить в жизни? Творить и не останавливаться:)

 

 

6. Как Вам было выполнять задание?  Несложно, в целом жанр мною хорошо освоен, но история пришла не сразу. Их слишком много. 

 

Что важное вы узнали для себя при выполнении заданий?  С удивлением увидела, что мое творчество потерялось в процессе жизни, одно упрямство осталось. Надеюсь, буду больше обращаться к своему Творцу.

 

Попробуйте выполнить эти задания и посмотреть, как в Вас живет внутренний Герой, как он менялся в течении жизни и как на его силу Вы можете опираться сейчас.

 

Таким мне видится жанр личной истории "Героический эпос" в жизни человека. Далее мне хочется отдельно рассмотреть путешествие героини, как особый  путь женщины, где отражаются особенности женских вызовов и этапов. 

 

Продолжение следует...

 

 

 

Please reload

Статьи Ольги

Путь героини. Переход. Трансформация. Возрождение.

08.08.2018

1/10
Please reload

Последние статьи Ольги
Please reload

Архив

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

г. ​Москва,

Казарменный пер.,
д. 6/1, бизнес-центр "Покровка М"

Звоните:

+7 916 550 7222

Еmail:

olgu@mail.ru

  • Белая иконка facebook
  • vk.png

© Психолог и психодраматерапевт Ольга Малинина