Путь героини. Гендерные мифы.

Путь женщины, женское предназначение. Эта тема давно интересует меня с профессиональной точки зрения, как психолога, и с личной, как женщины, реализующей свой путь. Тема "женского пути" обширна и, наверное, каждому есть, что сказать по этому вопросу. 

 

Меня возмущает и удручает текущая ситуация, в которой различные гуру, общественные лидеры, так называемые женские авторы или тренеры считают нормальным навязывать свои устаревшие, порой просто сексистские, а то и неполезно-абсурдные представления о том, как надо жить. 

 

Я написала серию статей под общим названием "Путь героини" с целью рассмотреть те гендерные мифы, которые царят сейчас в нашем обществе, дать некоторый обзор на тему женского предназначения в историческом аспекте и представить варианты личностного развития женщины, разработанные психологами.

Итак, начнем. Если посмотреть, что представлено на тему женского пути в интернете, на книжных полках и в обыденном сознании, то, на первый взгляд может показаться, что задач у нее немного. 
Сначала замужество, конечно же, потом рождение и воспитание потомства, идеально с самопожертвованием, а вот дальше уже вдохновение и энергетическая подзарядка своего супруга, иначе денег он домой не принесет, не позаботится о своей семье и никакой подвиг для отечества не совершит.

 

 

Мало кто из рассуждающих о том, куда и к чему движется женщина в своем развитии, говорят о карьере, творчестве, личностном росте и самореализации для нее вне рамок семьи и брака. Как будто, если замуж она не выйдет, то путь у нее не тот, или если детей не родит, то предназначение не реализует, или если зарабатывать она будет больше своего супруга, то отношения у нее не правильные.

 

И вроде бы прошли те времена, когда люди создавали семьи, чтобы выжить или потому что так принято, но патриархальная тенденция «жена реализуется в браке, а мужчина - в миру» до сих пор актуальна в нашем обществе. 

 

Попробуем разобраться почему так происходит.

Миф № 1 "Выйти замуж"

Во-первых, в нашем обществе еще сильна архаичная установка, что для женщины самая главная социальная задача - выйти замуж. Раньше вне брака она оставалась приживалкой, нахлебницей в родительской семье, являясь лишним ртом. Редко кто мог отправиться в самостоятельное плаванье, обеспечивая себя работой гувернантки или прачки. Стоит сказать, что и мужчине брак вменялся как неукоснительное правило. На добровольного холостяка смотрели как на юродивого, исключением являлись лишь люди духовного звания. С точки зрения обыденного сознания мужчина, не имеющий семьи, не был самостоятельным, не мог принимать решения, касающихся жизни общины. Наличие семьи было некоторым показателем его дееспособности. Да и выжить, прокормить себя и детей возможно было лишь в рамках большого родового клана. 

 

Тяжелый сельский быт, где мужчина в доме обеспечивает не просто нормальную жизнь, а выживание, требовал от женщины обязательного замужества.

 

Наша страна долгое время оставалась аграрной, индустриализация началась в 20-х и продолжалась все годы советской власти. После 1917-го года, с введением юридического равноправия, многое изменилось, но сама патриархальная атмосфера в обществе осталась прежней.

 

 

Сейчас в России только четверть населения живёт в сельской местности, но основная часть городских жителей - это первое, второе или третье поколение, переехавшее из деревни. Генетическая память «без мужика пропадешь» до сих пор определяет судьбу многих женщин. 

 

Социально давление на женщину, заставляющее чувствовать себя несчастной без мужа, было значительным и в советское время.

 

Фильмы, отражающие и формирующие общественное мнение тех лет, четко определяют, что такое "женское счастье" и соответственно "женское несчастье".

 

Главная героиня в оскароносной ленте "Москва слезам не верит", не смотря на успешную карьеру, наличие дочери, верных друзей, не считается авторами картины счастливой - мужа-то нет. И пока она не встречает Гошу, жизнь ее тосклива и неприкаянна: сама себе покупает цветы, плачет вечером после встречи с женатым любовником и откровенно отвечает на вопрос соседа по лифту: "Мне плохо."

 

 

То же самое мы наблюдаем в фильме "Одинокая женщина желает познакомиться", где показывается драма незамужней дамы средних лет от отчаяния расклеившей объявления о знакомстве. Жизнь ее приобретает смысл, когда на одно из объявлений откликается безработный алкоголик, которого она начинает спасать, увидев в нем просто несчастного человека.

 

А чего стоит сцена из "Родни", где выросшая дочь кричит своей матери, что "Одинокая женщина - это неприлично! Понимаешь, неприлично!"

 

Вспоминаю свою юность и то актуальное ожидание: "ну когда же я выйду замуж?", "годы идут, пора уже, пора...". Не могу сказать, что родители подталкивали нас к браку или кто-то в окружении постоянно твердил о необходимости замужества, но общая атмосфера его сверхценности именно для девушек витала в воздухе.

 

Выражалась она в разных моментах и ситуациях. Например, в словах мамы: "Следующую шубу тебе купит муж", когда родители подарили мне в 11 классе мутоновый полушубок. Или во всяческих гаданиях с более взрослыми девочками на женихов с вопросами "когда?" и "за кого?". А также в постоянных вопросах знакомых "ну что, замуж вышла?" даже после моего неудачного брака, имея в виду уже новое замужество. 

 

 

Чем вреден этот миф?

 

- Женщина стремится выйти замуж, лишь бы выйти, хоть за кого-нибудь, не особо прислушиваясь к своим желаниям, потребностям и тому, чего ей на самом деле хочется на этом этапе жизни;

- Она может тратить все свои силы на поиск будущего мужа или на его ожидание вместо того, чтобы строить карьеру, учиться, путешествовать и т.д.;

- Она чувствует себя никчемной неудачницей или несчастной женщиной, что приводит к трате ее психической энергии на злость к не выбравшим её мужчинам, зависть к более удачливым подругам, жалость к самой себе;

- Она стремится только к браку и поэтому отвергает возможные отношения, где перспективы брака не столь очевидны, не давая себе шанса быть счастливой вне семейной жизни;

- Она требует, умоляет, намекает, просит своего мужчину жениться на ней, делая его жизнь и свою невыносимой, не давая ему разобраться в своих желаниях и целях.

 

Что можно противопоставить этому мифу?

 

- Брак не гарантирует счастья. Получать удовольствие от жизни или быть несчастным можно в любом семейном статусе: не замужем, вдова, замужем, разведена, в поиске и т.д.;

- Давно прошли те времена, когда брак давал защищённость и стабильность в жизни для прекрасной половины человечества. Права и обязанности мужчин и женщин определены в семейном кодексе как равные: и на развод, и на раздел имущества, и на воспитание детей, и т.д.

- Брак - не единственный сценарий вступления во взрослую жизнь, как было еще 100 назад. Ваша взрослость и зрелость определяется достижениями в разных сферах жизни. 

- И мой совет: ищите близкого Вам по духу человека, стройте отношения, а потом уже решайте нужен ли именно с ним брак. Не человек для брака, а брак для человека...

Миф № 2  "Мужиков не хватает"

Во-вторых, многие женщины, да и мужчины живут в мифе «мужиков не хватает». Откуда он взялся? Двадцатый век был крайне разрушительным в истории нашей страны и его катастрофические последствия до сих пор на нас влияют. Российские мужчины весь этот век жили мало, даже в безопасные 70-е годы. Сейчас эта статистика не сильно изменилась. И если раньше всё списывали на последствия войн и революций, то теперь на экономические кризисы и беспредел 90-х.

 

 

Но идея о малом количестве мужчин возникла и окрепла после второй мировой войны. В это время мужчин катастрофически не хватало и для восстановления разрушенной экономики, и для создания семей. Такая картина была характерна не только для России, но и для Германии, и для всех европейских стран, переживших эту войну. Но только в России она приняла такие уродливые формы. Не буду глубоко разбираться в причинах случившегося, их много: предыдущие и последующие репрессии, неграмотное ведение военных действий, что приводило к огромным жертвам, нежелание спасать своих пленных, общая тенденция не ценить человеческие жизни и т.д.

 

Итог: мужчин осталось очень мало, каждый ценился как драгоценный дар, оберегался и тщательно охранялся.

 

Прошло два поколения после тех страшных событий, но как будто ничего не изменилось. Память о ценности мужчины въелась в нашу действительность и отравляет жизнь многим женщинам, да и мужчинам тоже. 

 

 

Разберем, где тут правда, а где ложь. Мальчиков всегда рождается больше, чем девочек, примерно 105 младенцев мужского пола на 100 женского. С возрастом их количество уравнивается, а потом женщины преобладают. Но так происходит в благополучных странах, где есть развитая медицинская система, социальные возможности для женщин и не сильно влияние традиций и религии. В менее благополучных странах ситуация другая: раннее замужество, частые роды, не ценность женской жизни приводит к тому, что мужчин в таких обществах больше.

 

Мужчин вообще в мире гораздо больше, чем женщин, на 66 миллионов.

 

Конечно, такое количество обеспечивает Китай, Индия, Бангладеш, Нигерия. Но есть Австралия, Исландия, Ирландия, где число мужчин превышает число женщин. Чем не вариант? Шутка. Хотя...


А что же в России? Если взглянуть на общие цифры по стране, то да: женщин больше, но в каком возрасте? Прежде всего, в пенсионном и далее. А если взглянуть на более молодых сограждан, то мы увидим другую картину.
Количество мужчин начинает уменьшаться после достижения ими возраста 35-40 лет. До этого времени они превышают или примерно равны по количеству женщин своей возрастной группы. Обычно к сорока годам мужчины успевают создать семьи, родить детей, а то и развестись, иногда не по одному разу, собственно, как и женщины.

 

 

Дальше мужчин становится меньше, но они не исчезают совсем. Сильный гендерный дисбаланс начинает проявляться в среде пенсионеров. И скорее всего, если Вы - женщина от 55 и старше и партнера у Вас нет, то велика вероятность, что Вас ждет одинокая старость. И это печальная правда большей части постсоветского пространства, мужчины часто даже не доживают до пенсии не только в России, но и в Литве, Латвии, Украине, Беларуси, Армении и т.д.

 

Самая сильная смертность мужчин наблюдается в возрастной группе от 45 до 59 лет. 

 

Но когда девушка 25, 30, 35 лет говорит, что «всех разобрали», «не за кого замуж выходить», то стоит задуматься, почему ей никак не удаётся встретить подходящего партнера. Чаще всего за её словами стоит её собственная неспособность создавать отношения. Здесь и завышенные ожидания от мужчин, и страхи перед ними же, и неуверенность в себе, и нежелание менять свою жизнь, и многое другое.

 

 

Негативный прошлый опыт, нездоровые отношения в родительской семье, непонимание собственных потребностей создают в женщине прекрасно работающую защиту от любых попыток построить с ней гармоничный союз.

 

Не единожды в своей профессиональной деятельности я сталкивалась с тем, что за словами «Не могу никого встретить» скрывалось «Боюсь кого-нибудь встретить».

 

Нет какого-то одного универсального рецепта, как начать открываться мужчинам, поверить в себя, услышать свои желания. Есть общие рекомендации от психологов, блогеров, духовных учителей и прочих, иногда помогающие, иногда нет. Можно их рассматривать в качестве некоторого направления для своей активности и смотреть, что на самом деле работает у Вас. Или же идти на психотерапию и разбираться индивидуально.

 

Чем вреден этот миф?

 

- Женщина ничего не делает для поиска партнера, думая, что все равно шансов мало, особенно в зрелом возрасте.

- Она соглашается на отношения и на брак, не сильно задумываясь, нужен ли ей именно этот мужчина, который предлагает быть вместе. Решение принимается из страха, что "вообще никто не предложит".

Она терпит унижающее, оскорбляющее отношение со стороны мужа и не разрывает союз, считая, что "больше никого не встретит".

- Она конкурирует с другими женщинами, считая их претендентками на возможный союз с её мужчиной. Она владеет ценным призом в его лице

и каждая пытается его отнять - такова её установка. 

- Она соглашается на мезальянс, понимая, что она выше своего партнера и по социальным показателям, и по финансовым, и по интеллектуальным. Женщина руководствуется идеей "хоть плохонький, да мой". 

 

 

Что можно противопоставить этому мифу?

 

- Пребывание в деструктивных отношениях, где разрушается Ваша самооценка, уважение к себе и партнеру, способность любить и быть любимой, гораздо хуже, чем одиночество. Восстановление после таких союзов требует больших затрат, как внутренних, так и внешних: времени, денег, психических сил и т.д.

- Саморазвитие - самый главный ресурс современного человека. Вложение в самого себя позволит Вам в любом союзе и при его отсутствии чувствовать себя счастливым.

- Мой совет: Вам не нужно обеспечить всех женщин страны партнерами, нужно лишь найти одного-единственного для себя. Ищите, пробуйте, проявляйте активность, интересуйтесь, узнавайте, дерзайте. 

Миф № 3 "Семья - женская территория"

В-третьих, в нашем обществе сильна установка, что отношения, эмоциональная сфера, дети, семья, быт - истинно женская территория. 

И отсюда делается вывод, что только женщина ответственна за то, что у нее здесь что-то не складывается, например, уходит муж или отсутствует партнер. Такой подход налагает дополнительную нагрузку на женщину и так нагруженную ожиданиями и требованиями от родителей, общества, самой себя. И часто она соглашается с тем, что виновата сама: не удержала, не заинтересовала, не смогла, вообщем.

 

 

Мужчина же изначально исключается из сферы ответственности за построение отношений. Он хочет только сексуальных утех, а все остальное должна выстраивать она: привязывать к себе, влюблять, вдохновлять на подвиги во имя ее, женить на себе и т.д. И получается, что именно женщине нужна семья, брак, любовь. Ей нужно, значит ей про это и заботиться. А то что оба участвуют в отношениях, оба их строят и отвечают за то, что получилось, не произносится вслух.  

 

Не ночует дома - не можешь мужа собой заинтересовать;

Не работает, денег нет совсем - не вдохновила на зарабатывание,

Не занимается детьми - не воспитала в нем отца;

 

И здесь существует множество советов из так называемой народной мудрости,  семейных посланий, популярной литературы по искусству манипуляций и обмана: «Муж - голова, жена - шея», «Мужу псу не показывай ж..пу всю», «Мудрая женщина знает, как добиться своего», «Дура - жена мужу правду не скажет»  и т.д.

 

На самом деле в большинстве своем все нуждаются в отношениях, лица обоего пола хотят встретить надежного, верного, поддерживающего партнера. И если не складывается личная жизнь, то страдают и мужчины, и женщины.

 

Миф этот родился из якобы естественного распределения ролей в социуме: мужчина добывает пропитание, потому что он сильнее, ловчее, а женщина хранит очаг и следит за домом, потому что она рожает детей. Возник он в давние времена с распадом родо-племенных отношений и нашел свое отражение и в законах Хаммурапи, в римском праве, и в Русской правде.

 

 

Женщина рассматривалась как несамостоятельное существо, которое при рождении попадало под власть отца, а потом переходило во власть мужа. При этом работали то как раз и мужчины, и женщины, только последние еще и рожали детей. Добывала пропитание вся семья: от мала до велика, независимо от пола и возраста. Здесь я говорю об основной массе населения, а не о высших слоях общества, которых было не много. 

 

Казалось бы, все изменилось после революции 17-го года.

 

Но замысел основателя социалистического государства В.И. Ленина "научить кухарку управлять государством" остался нереализованным.

 

Другой руководитель этого государства Н.С. Хрущев в начале 60-х годов, сетуя на то, что среди руководящих работников страны практически не видно женщин,  заявлял: "Выходит, если руководить - тогда мужчины, а когда работать - тогда женщины". И был по сути прав. 

 

После идеи свободных отношений полов 20-х годов социалистическое государство взяло курс на укрепление семейных ценностей и возвращение женщины к традиционным обязанностям. Нужно было рожать новых бойцов для ожидаемых мировых войн и "новая женщина", равная мужчине,  была не нужна.


1936 год - запрет абортов, поддержка многодетных матерей, 1943 год - реформа образования, мальчики и девочки начинают учится отдельно, 1944 год - реформа семейного права, которая вводила сложную процедуру развода, запрет на установление отцовства, ставила вне закона внебрачные отношения. 

 

Эти нормы очень жестко обозначали неравенство женщины в том случае, если она решалась на свободную любовь.

 

Вся ответственность за внебрачную близость, вся тяжесть ее последствий целиком и полностью ложилась на неё. 


Государство считало нужным уже с младенчества растить и воспитывать детей в соответствии с "естественным" назначением каждого пола: мальчик в этой новой доктрине должен был исполнять функции "бойца" - на фронте и в тылу, а девочка - "матери" и "сознательной воспитательницы" детей. 

 

Такое положение женщины только укрепляло патриархальные установки в обществе, ранее поддерживаемые религией, культурой, традицией, а теперь социалистической парадигмой.

 

В советском обществе существовал называемый современными исследователями "контракт работающей матери", относящийся к рассогласованным гендерным контрактам. То есть женщине предлагалось одновременно и работать, и быть матерью и женой. Такая ситуация приводила к двойной нагрузке на неё.

 

С одной стороны, она работала, но как? Низкая зарплата, барьеры в продвижении на службе, непредставленность на руководящих должностях и сверхпредставленность на низкостатустных. А с другой стороны она - мать и жена, что требовало от женщины ведения хозяйства, беготни по магазинам, воспитания детей и выполнения прочих бытовых дел. Мужчина исключался из сферы домашнего хозяйства практически повсеместно. 

 

 

К пониманию феномена двойной нагрузки для женщин наше общество пришло к 70-м годам, что привело к некоторым дискуссиям. В центре обсуждения находились темы о назначении каждого из полов, о роли и месте женщины в обществе, о традициях и их влиянии на современную семью. Авторы призывали "хранить семью", "беречь мужчин". И за женщиной в очередной раз закрепилось звание "хранительницы очага", которое общество лицемерно считало ее священным правом и обязанностью. При этом государство требовало от хранительницы обязательной работы во благо социализма.   

Именно к 70-м годам такая ситуация приводит к тому, что каждый второй брак в СССР заканчивался разводом. Социологи объясняют эти показатели недовольством женщинами той самой двойной нагрузкой, мужским алкоголизмом, дефицитом личного пространства и экономической независимостью партнеров. 

 

 

Сейчас ситуация постепенно меняется: работают и реализуются те, кто хотят, независимо от пола, рождение детей планируют, браки заключаются по любви, разводы стали обыденным явлением.

 

Удивление вызывает официальная позиция властей и общественных институтов, которые время от времени делают совершенно невообразимые по своему консерватизму заявления. Чего стоят призывы РПЦ о восстановлении мужского верховенства в семье или обсуждения о запрете абортов. Или деятельность депутатов Гос. Думы с предложениями ввести дополнительный налог на развод, запретить суррогатное материнство, бэби-боксы и т.д.

 

 

И как будто не было 20-ого века, который прошел под знаменем женской эмансипации. Мы получили права на образование, на карьеру, на рождение желаемого количества детей, на развод.

 

Брак становится одной из форм мужско-женского союза и уже не является единственной возможностью для женской самореализации.

 

Утверждение, что только женщина отвечает за душевное благополучие пары, а дом и быт - её истинное предназначение не соответствует действительности, а уж желание повернуть время вспять и вернуться в систему патриархальных отношений является откровенной демагогией. 

 

Чем вреден этот миф?

 

- Женщина берет сверхизбыточную ответственность за построение отношений и за климат в семье. Такая позиция приводит к неудовлетворенности собой, к неадекватным чувствам вины и стыда.

- Она соглашается с исключением мужчины из домашней сферы и области чувств, чем обедняет и ограничивает как жизнь мужчин, так и свою жизнь. 

- Она считает, что должна быть идеальной женой, матерью и работницей одновременно. Это недостижимое совершенство не осознается как невозможное. 

 

Что можно противопоставить этому мифу?

 

- В отношениях участвуют оба и отвечают за их начало, продолжение, развитие, возникновение и решение трудностей тоже оба.

- Невозможно одновременно быть и хорошей матерью, и совершенной женой, и идеальной работницей. Какая-то их этих сфер будет время от времени отступать на второй, а то и на третий план.

- Так называемого естественного разделения сфер жизни между полами не существует. Их дифференциация определяется социально-экономическими и культурными причинами.  

- Мой совет: Договаривайтесь с партнером, обсуждайте трудности и сложности, возникающие в паре, доверяйте друг другу и ищите то общее, что вас объединяет. 

Миф №4 "Ты - мать!"

В-четвертых, самым естественным, основным, ведущим предназначением женщины считается её материнство. Берёт эта идея свое начало с давних времен, с религиозного призыва "Плодитесь и размножайтесь!", традиционных ожиданий и естественного инстинкта продолжить свой род. Рождение и воспитание детей являлось естественным правом и обязанностью любой семейной системы всех времена и всех слоёв общества, за исключением, пожалуй, современности. И только советское государство исключило из сферы родительства отца, чего никогда не было до этого и нормализовало одиночное материнство. 

 

 

Я не буду утверждать, что материнство - не женское предназначение. Это не так, для меня быть матерью - это возможность не только продолжить себя в ребенке, но и дар чувствовать невероятное по силе, нежности и любви переживание, которое сложно описать словами. Но моя жизнь состоит не только из материнства. Я еще подруга, любимая, профессионал и т.д. И в этой точке начинается миф, который я буду рассматривать. 

 

В нашем обществе материнство рассматривается как священная обязанность женщины, в котором она жертвует собой, не рассчитывая на мужчину.

 

Без выполнения этого предназначения ее жизнь не полна, пуста, аморальна. Мать - грандиозная фигура, имеющая право казнить и миловать, возвеличивать и опускать, спасать и отвергать. Именно скульптура родины-матери стоит над Волгой у одноименного города и показывает всю полноту власти этого образа в СССР. 

 

Давайте разбираться почему так случилось. 

 

 

В царское время существовала исключительно патриархальная семья. Родительство являлось важнейшей функцией такой системы. Она состояла из нескольких поколений.

 

Само понятие "патриархата" говорит нам о власти отца, старейшины рода, мужчине, являющимся главным в своей семье.

 

Женились обычно рано, если был первый брак, девушки - с 16, юноши - с 18 лет. Жили вместе с родителями мужа и главным был свёкр, который принимал все решения в такой расширенной семье. Он и был тем самым патриархом, имеющим власть над своими домочадцами.  Детей рожали много: нужны работники, да и смерть детская вплоть до середины 20-го века была колоссальной. Воспитывали их всей семьей.

 

Конечно, всегда были ситуации, когда дети рожались вне брака, и они пополняли приюты, вливались в толпы нищих, бродяжек, уличных банд, проституток, умерщвлялись в младенчестве (вспомним сцену из "Воскресенья", описанную Л. Толстым, как тетушки Нехлюдова спасли Катюшу, которую ее мать оставила умирать от голода сразу после родов). Собственно жизнь их была обычно недолгой и полна лишений. 

 

В 20-м веке с усилением процесса урбанизации, а также после отмены крепостного права, крестьянские общины начали меняться, но крайне медленно. После революции 17-го года новое социалистическое государство держало курс на освобождение женщины и уравнивание ее в правах. В чём-то такая политика была декларативной, в чём-то нет. 

 

 

Декретами, принятыми в декабре 1917 года, большевики предоставили женщинам всю полноту гражданских прав и свобод, уравняв их с мужчинами перед лицом закона. В 1920 году было легально признано право женщин на аборт. Гражданский кодекс РСФСР 1918 года устанавливали в качестве единственно законного брак гражданский. Упрощались процедура его заключения и расторжения. Это была действительно революция всех основ общественной жизни.

 

Но в начале 30-х политика партии начала постепенно меняться. Страна получила нужные ей женские рабочие руки, но не справилась со взятыми на себя обязательствами: не создало социальную инфраструктуру, не было служб быта и воспитания детей. Также ослабление семейных устоев привело к падению рождаемости.

 

И верховная власть страна с характерным для нее цинизмом стала решать проблемы за счет населения.

 

В 1936 году принимается печально известное постановление "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве об абортах". Отныне женщина обязана была рожать и рожать много. Стране нужны рабы: пушечное мясо для войн, работники для советских строек и матери для рождения новых рабов. 

 

 

Дальше - больше. В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета СССР вводятся новые нормы семейного права: незарегистрированный брак признавался незаконным, дети, рожденные в нём, лишаются права на семейное имущество, процедура развода многократно усложняется, запрещается установление отцовства, даже добровольное.

 

Взамен государство взяло на себя роль отца. Ответственность за семью и детей с мужчин-отцов переносилось на государство и женщин. И не случайно Сталин больше прочих своих обозначений любил обращение "Отец народов". Он играл в эту роль, жил ею и даже исполнял прямые отцовские функции - кормил, защищал, воспитывал. При этом из официальных бумаг напрочь исчезли понятия "отец" и "отцовство".

 

Принимая во внимание сокращение мужского населения во время репрессий и годы второй мировой, отцов на самом деле было мало: и текущих, и возможных будущих.

 

Что и привело к печальным для нашей страны последствиям. Женщина как бы выходила замуж за государство. Она рожала ему детей, она работала, изредка рассчитывая на взаимность в виде пособий, отпусков по уходу за ребенком, ясель и детских садов. 

 

 

Именно в период военных лет начинает возвеличиваться образ Матери. Она зовет на борьбу с захватчиками, она требует жертвы от других и не щадит себя, она заменяет отца. Страна требовала подвигов на производстве и в материнстве и женщины отвечали "Да!". Родительство ассоциируется исключительно с матерью, отец становится не важным в семье и в воспитании потомства. Мужские фигуры практически не присутствуют ни в яслях, ни в детских садах, ни в школах. Тотальное женское царство и тотальная женская власть.

Такой перекос в гендерных функциях инфантилизировал мужчин, а женщин делал патриархами в отдельно взятой ячейке общества.

 

Она могла запретить отцу общаться с детьми после развода, она могла шантажировать его жалобой в партком, она могла говорить, что мужчины любят детей лишь от любимой в этот момент женщины, то есть всячески кастрировать его в семейной сфере. 

 

Верховная власть регулировала все, до чего могла дотянуться, решала вопросы рождений и абортов, браков и разводов. И её главным поднадзорным был мужчина, отец семейства. Его унижали и уничтожали - массовыми арестами, расстрелами, каторжным трудом, минимальной заработной платой, существованием на грани выживания. Отсюда повальное пьянство, самоубийства, низкая продолжительность жизни. Также жила и женщина: бесконечно преодолевая временные трудности, проблемы, сложности, постоянно латая собой все социальные дыры. И в этом они были равны. 

 

 

Именно такая извращенная политика государства при реальных социальных проблемах привела к тому, что до сих пор мы живем в обществе, где от женщины ждут жертв в ее материнстве, где власть матери не подвергается сомнению, где считается, что мужчине дети не нужны и что  с помощью контроля и насилия можно увеличить рождаемость и усилить нравственность. 

 

Чем опасен этот миф? 

 

- Женщина ассоциирует материнство с обязательным самопожертвованием, без которого она как бы и не выполняет свою роль хорошо. Обратная сторона такой жертвы - требование жертвы со стороны детей;

- Она может видеть себя только в качестве матери, не развивая себя в других отношениях. Она может даже противопоставлять  свои другие потребности такие как желание любви, секса, дружбы, хобби, путешествий потребностям ребенка;

- Она может сознательно исключать мужчину из сферы родительства, не давая ему заботиться о детях, растить их и воспитывать, считая, что не мужское это дело;

- Она может считать эгоизмом откладывание рождения детей или отказ от их рождения совсем;

 

Что можно противопоставить этому мифу?

 

- Мужчина и женщина одинаковы важны в развитии ребенка и распределение обязанностей по его воспитанию решается самой парой; 

- Материнство не обязательно выражается только в рождении детей. Плодовитость женщины может проявляться в её творчестве, карьерных свершениях, заботе о близких;

- Материнство не дает женщине морального права на распоряжение жизнью своего ребенка. Он рождается на свет, чтобы создавать свою биографию и строить свою судьбу, а не для утешения матери;

- И совет: быть матерью - и большое счастье, и большая ответственность, если Вы считаете, что не созрели для материнства, не насилуйте себя, не рожайте. Возможно, Ваше время придёт позже, а может быть и не придёт совсем.  

 

 

Существуют, наверное, и другие гендерные мифы на постсоветском пространстве, но я рассмотрела те, которые мне показались наиболее живучими и распространенными. Они сильно ограничивают женщин в их стремлении реализовываться, развиваться, получать удовольствие от жизни.

 

Во всех мифах, что я рассмотрела, присутствует отсылка к патриархальным традициям, которые когда-то были естественными, способствовали выживанию семьи и были единственной альтернативной семейного уклада, но сейчас их время ушло.

 

Рассуждения о том, как раньше было хорошо основаны на страхе перед нестабильностью нашей жизни.

 

Ускорился её ритм, индивидуальное благополучие стало важнее общественного,  появилось больше возможностей в выборе образа жизни. А вот раньше никаких разводов, никаких переездов с места на место, никакой текучки, ни завышенных притязаний, никаких прав и свобод. Все решал добрый барин, ну а если не добрый, все равно его Бог послал.  

 

Сейчас возможностей гораздо больше и все призывы вернуться к прошлому обречены. Ведь для этого необходимо:

- радикально изменить экономику страны, убрав женщин из производства, науки и образования;

- заставить жить семью на одну зарплату мужчины;

- полностью поменять самосознание мужчин и женщин, побудив последних отказаться от своих стремлений, притязаний и амбициозных желаний.

Это невозможно, не выдержит ни экономика страны, ни семейный бюджет и не согласятся женщины и мужчины. 

 

 

Ответственность, свобода, толерантность, равенство, активность, самостоятельность - это принципы современного общества. Гибкая полоролевая модель мужско-женских отношений гораздо более эффективна  и адаптивна в новых условиях. И женское предназначение и её путь отлично вписываются в эти критерии, главное не оглядываться назад, искать свои подходы и решения, находить свои дороги к счастью. 

 

Продолжение следует... Путь героини в мифологи.

 



 

Please reload

Статьи Ольги

Путь героини. Переход. Трансформация. Возрождение.

08.08.2018

1/10
Please reload

Последние статьи Ольги
Please reload

Архив

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload