Путь героини в мифологии.

 

Изучая материал на тему женского предназначения, я нашла большое количество информации, представляющей для меня интерес. Далее я опишу те варианты женского пути, которые мне показались заслуживающими внимания: это мифологические сюжеты, варианты женской индивидуации в юнгианской психологии, а также поделюсь своими наработками. Я не буду приводить здесь учения эзотерического и религиозного толка, где женщина рассматривается в рамках традицинно-сексистских представлений (дыхание маткой, ношение длинных юбок, поклонение мужчине, отказ от карьеры и т.д.) 

 

Итак, путь героини в мифологии. Рассматривая любые древние легенды, сказания через идею женского пути и женского самоопределения, можно увязнуть в совершенно противоположных по наполненности образах, вариантов судеб и пройденных испытаний. Мифов и сказок очень много и у каждого народа можно найти уникальные и типичные сюжеты. В каждой дошедшей до нас истории сохраняется древняя мудрость, которую нужно только разглядеть и правильно расшифровать. 

 

 

В рамках моего интереса я остановилась на трех мифах, которые, как мне кажется, отражают представление о женском пути в наиболее наполненных вариантах. Это мифы о сошествии Инанны в подземное царство, Исиде и Осирисе, Коре и Деметре. 

 

Все три мифа так или иначе связаны с культом плодородия на своей родине, что представляется мне очень символичным, а также в них присутствуют в качестве одного из мест пребывания подземное царство. 

 

В каждом варианте есть свои особенности, которые отражают уникальные трактовки божественного в разных культурах.

 

Углубляясь в рассмотрение символического содержания каждой истории, мы получаем возможность увидеть в каждой из них уникальное прочтение пути женщины через призму той цивилизации, что создала их. Удивительно то, что и сейчас эти мифы увлекают нас и дают пищу для осознаваний. Словно в эти истории каждый человек может вдохнуть свое содержание и получить собственный ответ на волнующие вопросы о себе и окружающем мире.  

1. Миф об Инанне

Первый миф о сошествии Инанны в царство мертвых - самый древний. Образ богини любви и войны выглядит наиболее архаичным, он буквально дышит своей первобытностью и харизматической силой.

 

 

Сюжет мифа. Самой могучей и прекрасной среди богинь была Инанна, посватались к ней одновременно пастух Думузи и земледелец Энкимду. Полюбила она последнего и долго отказывала Думузи, но потом по совету брата Уту, бога Солнца, и после поединка соперников согласилась выйти за него. После свадьбы решила Инанна спуститься к своей сестре Эрешкигаль, в подземное царство, так как мало было ей владеть земным царством, решила бросить вызов жизни и смерти. Невозможно было выйти живым из царства мертвых, но для Инанны нет правил и спустилась она вниз, взяв с собой семь волшебных амулетов. Пройдя семь врат, Богиня отдала их привратнику преисподней и предстала нагой перед своей сестрой, которая превратила её в труп.

 

Через три дня, увидев, что Инанны нет, слуга Ниншубур, который один знал о её нисхождении, обходит богов с просьбой помочь высвободить её из царства мертвых. Только Энки соглашается помочь. Отправляет он в подземелье двух существ Кургарру и Калатурр, которые оживляют Инанну. Но Эрешкигаль не соглашается выпустить её в мир живых, вместо неё  нужна замена.

 

Инанна по очереди обходит наиболее близких ей друзей, но все они в ужасе умоляют освободить их от столь страшной участи. Наконец богиня с демонами прибывает в Урук, где находится ее супруг Думузи и отдает им своего мужа, который не оплакивал уход своей супруги, как остальные, а продолжал царствовать. Ему удается бежать, но демоны настигают его, и сжалившись над ним, его сестра Гештинанна соглашается спуститься вместо него. В итоге полгода в подземном царстве находится сам Думузи, а полгода его сестра Гештинанна.  Теперь каждую весну Думузи приходит на землю и вся природа радуется его возвращению, и каждую зиму он уходит в подземное царство и тогда всё живое печалится, тоскует и ждёт его обратно.

 

 

Трактовка мифа. Чем этот сюжет может быть полезен нам с точки зрения пути героини? На мой взгляд, в нём звучит тема двух сепараций, которые происходят в жизни женщины:

- отделение от родителей в связи с замужеством как социальный, внешний вариант вхождения во взрослую жизнь;

- внутренняя сепарация от своих инфантильных, зависимых, незрелых черт как процесс индивидуального взросления.

 

Выход замуж как сепарация от семейной родительской системы. Первый этап взросления женщины традиционно связан с браком. Замужество - формальное отделение, но при этом Инанна демонстрирует свою независимость во мнении о женихах и сама решает за кого пойдет замуж. Также эта часть сюжета может быть интересен нам с позиции выбора жениха, который совершает Героиня. Земледелец или скотовод? Инанна ведет себя как капризная и прагматичная женщина. Она предпочитает земледельца Энкимду, потому что «зерно в закромах его постоянно». И только их словесный поединок решает спор в пользу земледельца Думузи.

 

Здесь окончательный выбор Инанны показан, как правильный и самый верный, ведь она вышла не за богатого, но слабого, а за светлого и сильного бога. Энкимду - второстепенный персонаж шумерской мифологии, он является "смотрителем земледельческих работ", а вот Думузи - как раз наоборот, он - бог весны, связан с ритуальным календарем, он равен Инанне и подобен ей. Рассматривая выбор Инанны с точки зрения пути Героини, мы видим, как важно ей смотреть на разных мужчин, идти за своим сердцем и соглашаться только, когда она точно уверена. А для внутренней реальности - это выбор своего пути, своего жизненного пространства, которое в разные моменты жизни может меняться.

 

 

В моей практике была история, где молодая женщина выбирала между двумя женихами, рассматривая каждого с точки зрения возможного успешного брака. Один - её ровесник, не богат, но перспективен, у него был свой небольшой бизнес, много энергии, желание меняться, расти, пробовать и рисковать, а второй - зрелый, многого добившийся мужчина, работающий в гос.структуре, властный, степенный, желающий традиционного брака. Склонялась она в пользу второго, но всё-таки сомневалась, будет ли она с ним счастлива.

 

В процессе работы мы выяснили, что в её роду была ситуация, когда одна из прабабушек вышла замуж за номенклатурного работника, чтобы спасти свою семью от раскулачивания.

 

Эта жертва была возведена в ранг священной в истории рода и служила примером для нескольких поколений женщин. Что интересно всегда было кого спасать и кем жертвовать.

 

Как стало понятно, в этот раз пришло время моей клиентки: маме, растившей её и младшую сестру одной после смерти мужа, очень нравился второй жених, брак с которым сулил всей семьи значительные материальные бонусы. Не сразу и не без сомнений и тревог, клиентка решила не торопиться с браком вообще. На момент окончания нашей работы она сказала обоим, что замуж выходить не будет, но продолжила общение с ровесником.

 

 

Этот пример из практики показывает, как сложно порой отделиться (особенно в самом начале взрослой жизни) от маминых, да и вообще родительских, а уж тем более родовых представлений о том, кого выбрать, куда двигаться и как жить. Когда-то тот выбор спас семью и помог ей выжить, но время изменилось, а логика семейной системы осталась прежней. Как отделиться от её диктата? Отдать дань уважения своим предкам, поблагодарить за жизнь, поставить точку в давней истории, не транслировать ее в будущее и начать строить свою жизнь.

 

Вторая сепарация представляется более значимой, потому что замужество, социальное признание не делают женщину автоматически взрослой, они - лишь возможные ступени на пути к взрослости. Внутренняя сепарация от своих инфантильных, зависимых, незрелых черт происходит с Героиней через познание своей теневой части, признание своих несовершенств и ограничений и последующее включение в реальность новое знание о себе. Рассмотрим, чем же она так важна.

 

Спуск в подземелье как символическое познание своей Тени. В мифе Инанна отдает 7 своих волшебных амулетов привратнику преисподней. Жертвование ими можно рассматривать как освобождение Героини от внешних адаптационных масок, фальшивых идентичностей. Перед своей сестрой Эрешкигаль (темной части себя) она предстает нагой, полностью открытой тому, что может с ней произойти в соприкосновении со своей Тенью. В мифе встреча с царицей подземного царства проводит к смерти, что может означать шок от реального столкновения с теневой частью своей души.

 

В истории есть помощник - слуга Ниншубур, которого стоит рассматривать как действительного человека (психотерапевт, учитель, наставник, близкий друг), твердо стоящего на ногах и создающего связь с реальным миром. Или же это внутренняя структура, субличность, помогающая не утонуть в бессознательном. Он - единственный, кто знал, что Инанна уходит в подземное царство и единственный, кто обходит богов для её спасения. Благодаря его вмешательству приходит божественная помощь и обновленная богиня возвращается в жизнь.

 

 

Нисхождение Инанны и ее возвращение как признание и принятие своих ограничений. Инанна была уверена в успехе своего путешествия. Да, она предупредила  Ниншубура, что говорит о том, что какая-то её часть сохраняла контакт с реальностью, но сама затея представляется крайне сумасбродной, не смотря на то, что она - Богиня. В молодом возрасте большинство из нас пребывает в приятной иллюзии, что весь мир будет у наших ног. "Я смогу!", "Я изменю этот мир!", "Я добьюсь успеха!" кричит юность, разрушая прежние устои и требуя новой жизни для себя.  Взрослея, мы сталкиваемся с неприятной правдой о себе и мире вокруг. Да, с чем-то я справился, с чем-то нет. Где-то я успешен, а где-то потерпел фиаско. Мир бывает несправедлив, он несовершенен и неподконтролен мне.

 

С какого-то возраста мы начинаем расти и развиваться  благодаря потерям, которые с нами случаются.

 

Они не обязательно связаны со смертями и расставаниями, хотя и с ними тоже, потеря - это в том числе потеря иллюзий о себе и о реальности, осознание того, что я уязвим, несовершенен, слаб. Примирение с такой правдой не проходит безболезненно, оно похоже на внутреннюю смерть и последующее возрождение, как в мифе об Инанне. Такая трансформация требует жертвы, Думузи, он олицетворяет то, с чем придется расстаться в результате обретения нового знания о себе и мире. Это какие-то иллюзии, пустые мечты, идеализированные представления, непродуктивные фантазии и т.д.

 

Помню, как в возрасте 30 лет я столкнулась с неприятной правдой о себе: мне не все по силам, моя уверенность в успехе его не гарантирует, надо много уметь и знать, прежде чем говорить кому-то: "Я справлюсь!", "Всё получится!" В один момент я вдруг увидела всю несостоятельность своих жизненных стратегий: в карьере, в личной жизни, с друзьями, в семье. Несколько месяцев я переживала своего рода похмелье от прежнего опьянения своими силами, энергией, амбициями.  Было очень тоскливо и тихо внутри. Я много спала, много читала, ходила в бассейн с дочкой по утрам и мало общалась, благо была зима. Еще я писала сказку о путешествии динозавра. Это был спонтанно выбранный терапевтический способ поиска смысла происходящего. Писалась она медленно, с остановками и тщательной проверкой себя на правдивость сюжета: а точно ли так я чувствую, а туда ли идет история. Месяца через два или три вдруг мне стало легче, я даже и не поняла почему. Наверное, просто наступила весна и моё путешествие в подземное царство завершилось. Оно не было единственным на моем пути, но тогда история закончилась так.

 

 

Рассматривая миф об Инанне с точки зрения пути Героини, мы видим, что необходимо пройти женщине, чтобы стать по-настоящему зрелой и мудрой:

- отделиться от родительских фигур,

- познать свою теневую сторону,

- избавиться от иллюзий о своем могуществе и совершенстве,

- принять свою уязвимость и неидеальность.

2. Миф об Исиде

Один из древнейших мифов, по древности сравнимый с шумерскими историями об Инанне. История о мудрой Богине, жизнь которой находила и находит отклик в сердцах многих женщин во все времена: счастливый брак, вдовство, потери, лишения, материнство, болезни ребенка, страх за его жизнь, борьба с несправедливостью и т.д.

 

 

Сюжет мифа. Исида и Осирис были супругами и царили в Египте. Процветала стана при правлении Осириса. Но родной их брат Сет завидовал им и на одном из пиров он предательски убил Осириса, обманом заманив его лечь в сундук, который потом запечатали и бросили в устье Нила. Исида, узнав о том, что случилось с мужем, остригла волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски тела. Долгими были ее странствия, пока не нашла она сундук с телом Осириса. Исида отнесла в его дельту Нила, и спрятала, но Сет нашел его. Разрубил он тело брата на 14 частей и разбросал по всей земле. 

 

Опять Исида отправилась в путь. На каждом месте, где Исида находила какую-либо из частей, она ставила надгробную стеллу. Единственной частью тела, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы. Она вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. С помощью магии она зачала сына от умершего мужа. 

 

Исида родила Гора и скрывала его болотах дельты Нила от гнева Сета, пока тот не вырос. Благодаря своим магическим умениям, она исцелила сына, когда его ужалил скорпион. А для того, чтобы овладеть тайными знаниями, Богиня вылепила из земли и слюны змея, который укусил бога солнца Ра. В обмен на исцеление Исида потребовала от бога Ра сказать ей свое тайное имя, которое является ключом ко всем загадкам и силам мира. 

 

 

Повзрослевший Гор отправился на битву с Сетом, но проиграл её. Сет вырвал ему глаз и изрубил его, но бог Тот помог срастить глаз и вернул Гору. Он дал проглотить его Осирису. Осирис ожил и сказал, что он больше не останется на земле и отправился в царство мертвых, где стал царем и судьёй над душами усопших. После многочисленных битв Сет и Гор, наконец, решили обратиться к суду богов, который присудили Гору быть владыкой Египта.

 

С тех пор история об Исиде и Осирисе становится частью календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого лежит рассказ об умирающем и возрождающемся боге, где за трагической и безвременной гибелью следует его воскрешение.

 

Трактовка мифа. В чём история Исиды раскрывает для нас женское предназначение? Как мне кажется, в мифе звучит тема активного женского начала, которое противостоит смерти во всех её проявлениях: через несогласие со своим вдовством, через противостояние забвению, через рождение сына от умершего супруга, через получение магических знаний для исцеления, через борьбу с несправедливостью. И каждое ее действие связано с любовью к жизни, с желанием победить смерть и зло в мире. Рассмотрим подробнее сюжетные ходы мифа.

 

Восстановление после травмы. Смерть Осириса и его возрождение символически может отражать психическую травму Героини и ее последующее исцеление.  Шок от неожиданного трагического происшествия, траур, оплакивание потери, поиск разрубленных, расчлененных частей себя и последующее воссоединение их отражают процесс психической переработки травмы. Даже изготовление фаллоса взамен съеденного может быть расценено как создание новой творческой силы внутри себя взамен безвозвратно утраченного после травматического опыта. 

 

Каждая женщина сталкивается и часто не единожды в своей жизни с потерями, катастрофами, ужасными событиями, которые она переживает и проживает благодаря той силе любви к жизни, что есть у нее внутри.

​Иногда этой силы не хватает, боль кажется такой сильной и невыносимой, что она захватывает нас и не дает увидеть надежду на спасение.

 

 

Исида возводила каменные стелы в каждом месте, где она находила какую-то из частей Осириса, как зарубки на своём пути, как памятные отметины о самой себе, как знание о том, что она найдет все потерянные осколки. Такие надгробия могут помочь похоронить то, что уже невозможно вернуть и соединить то оставшееся, что еще возможно сохранить.

 

Вспоминаю историю, которую мне рассказывала одна из женщин, участвующая в моём опросе, когда я собирала материал для написания диплома. У нее в пожаре погибли двое детей. Сказать, что она страдала, это ничего не сказать. Жизнь потеряла смысл и единственное, что удерживало её от суицида, это мысль о том, что надо ухаживать за могилами. Она развелась с мужем, жила посещениями кладбища и своей работой. Через 3 года в дату 
дня рождения дочери она встретила там своего бывшего мужа. Он и до этого туда приходил, но старался не попадаться ей на глаза, если время их 
посещений совпадало. Но в этот раз она его заметила. Они разговорились и 
стали общаться, через пол-года начали жить вместе, а еще через год у них родился сын. 

 

Эта история напоминает мне миф об Исиде, ту часть сюжета, где она ставит
стеллы в местах найденных ею частей Осириса. Уход за надгробиями 
становится важной частью исцеления в работе горя. Память о 
произошедшем, скорбь о потере, переживание утраты воплощаются в этих каменных глыбах.

 

Материнство как родительство и как плодородие души. Исида рожает и младенца несмотря на невозможность зачать, а потом оберегает и спасает его, несмотря на стоящую рядом смерть и происки врагов. Её материнский подвиг может отражать реальную силу женщины противостоять незачатию, невынашиванию, нерождению, невыживанию своего дитя. Каждая мать знает, как это - быть беременной и чувствовать хрупкость того крошечного создания, чье сердце бьётся у нее внутри, знает, как это быть роженицей и преодолевать боль и ужас, раздирающие на части, знает, как это быть матерью и бояться за жизнь своего малыша, мечтать о его счастье и надеяться на его  удачливую долю. Героиня живёт в эти моменты своим материнством и здесь ее предназначение становится явным и однозначным. 

 

 

Кроме реального родительства эта часть сюжета показывает нам все возможности души женщины, как плодоносящего начала. 

 

Творческий процесс похож на вынашивание и рождение ребенка. Вдруг появляется идея, оплодотворяющая нас, она растёт внутри, набирает силу и вес и спустя какое-то время выходит на свет, то есть рождается в мир.

 

Внешняя реальность может приветствовать новое дитя, а может противиться ему, желать забвения и смерти. Проекты любого масштаба, творческие замыслы, креативные идеи не рождаются и не выживают без заботы и внимания.

 

Обращение к внутренней силе как к источнику исцеления. Когда Исида обнаружила, что ее сын Гор умирает от жала скорпиона, её крик остановил небесную ладью солнечного бога Ра, к ней спустился бог Тот и помог младенцу. Для нас эта часть сюжета интересна как метафора обращения к своей внутренней мощи в моменты тяжелейших жизненных испытаний. Бог солнца здесь выступает как источник света, мудрости, силы. Мы призываем его в помощь, когда мы погибаем или что-то  безвозвратно уходит, умирает внутри нас. Сила этого внутреннего сакрального центра помогает исцелиться, бросив вызов смерти, злу, хаосу.

 

Так, любая женщина может молиться, прося о защите и покровительстве Бога, в которого она верит, или ждать от бессознательного знака, символа, образа как ответа на мучивший её вопрос, или решиться поверить в себя и сделать уже то, что задумала.

 

 

Моя близкая родственница рассказала мне как-то историю своей борьбы со смертью. У неё был тяжелый период в жизни: муж ушел к другой, сын-подросток отбился от рук, тотальное безденежье и тут еще проблемы со здоровьем. Это была середина 90-х. Ей сделали операцию, но возникла опасность послеоперационного заражения. На все лекарства, какими её пытались лечить, у неё начиналась сильная аллергия. Тогда ей сказали: "Мы ничего не можем для Вас сделать. Вы или выживите, или нет." И она выжила просто потому, что хотела жить, как она мне объяснила, и, кстати, живёт до сих пор. 

 

Индивидуальное внутреннее знание Героини. Для того чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, Исида вылепила из слюны и земли змея, ужалившего бога солнца Ра. В обмен на исцеление она потребовала у него сказать ей своё тайное имя, которое было ключом ко всем силам и знаниям мира, и стала «знающей вещи», "владычицей Вселенной". Эта часть мифа интересна нам именно своей "магической" составляющей. Что же за информацию получает Героиня у солнечного божества, которые делают ее такой могущественной?

 

Как мне представляется, здесь она приобретает знания о возможности нерационального постижения мира через интуицию, мистический опыт, символическую реальность. Это способность воспринимать и проникать в смысл событий, минуя обычную логику и практический опыт. Миф говорит о тайном имени бога Ра, которое узнает Исида. То есть мы можем трактовать те знания, что Героиня получает, как скрытые и непроявленные для всех.

 

У каждого из нас есть свой уникальный багаж из инсайтов, вещих снов, необычных переживаний, приходящих  из невидимой стороны нашего мира.

 

Относимся ли мы к нему с трепетом и уважением или обесцениваем и упрощаем? Героиня обращается к своему внутреннему знанию, когда рациональные способы не работают, и оно дарит ей нужные ответы, полезную информацию, новое видение. 

 

 

Я обращаюсь к своим внутренним образам постоянно, особенно я благодарна снам, которые во мне рождаются. Такое внимание к ним я унаследовала от мамы, которая время от времени видит вещие сны, причем не только про себя, но про своих близких. Помню, как мне снилась серия снов, где я расставалась с мужчиной, с которым я на тот момент была в отношениях. В реальности ничего не происходило такого, что наводило бы меня на подобные мысли. Хотя, наверное, происходило, но я не видела или не хотела видеть признаков скорого разрыва. В какой-то момент я решила рассказать ему о своих снах и тут выяснилось, что он влюблён в другую. И наше расставание стало реальностью. 

 

Борьба с богом Сетом как противостояние хаосу, злу, пороку. Не смотря на то, что бог Сет в египетской мифологии воплощает ложь, эгоизм и разрушение, он не является изначальным абсолютным злом, как мы привыкли, например, воспринимать Дьявола в христианстве. Сет - Бог ярости, песчаных бурь, хаоса, войны, а также мужской силы. Он - антагонист Осириса, Гора, Исиды, и они друг без друга не могут существовать. Их борьба представлялась египтянам как бесконечное противостояние жизни и смерти, порядка и хаоса, которые присутствуют в природе как смена времен года, как жизненный цикл человека, как закат и рассвет солнца.

 

Если они остановятся, то мир погрузится в первоначальное состояние Вселенной. 

 

Так и в нашей душе происходит борьба между добром и злом, любовью и равнодушием, мудростью и глупостью, порядком и хаосом. Каждый день мы совершаем выбор в пользу Сета, или в пользу Исиды. Наш внутренний Сет всегда на страже, он знает о нашей лени, пороках, малодушии. Поединок с ним продолжается всю нашу жизнь. И Героине есть, что противопоставить ему в этой битве: любовь к людям, жажда справедливости, интерес к миру, желание развития. 

 

 

Заканчивая рассматривать миф, хочется сказать в конце, что Исида – это  символ преданности и упорства, готовность перенести любые испытания ради любви и продолжения жизни. Её история пути Героини даёт нам понимание, как противостоять смерти, хаосу, несправедливости, забвению, всему тому, что отнимает жизнь. В её образе ярко представлено активное женское начало:

- как матери;

- как жены;

- как целительницы;

- как мудрой женщины;

- как воительницы.

3. Миф о Коре (Персефоне)

Миф о Коре и Деметре - более поздняя греческая интерпретация на тему женской инициации. Он лег в основу элевсинских мистерий, обрядов, в которых разыгрывалась мифологическая история похищения и возвращения Коры. Мистерии были посвящены культу плодородия и проводились они два раза в год в течении двух тысяч лет (!), начиная с Микенского периода. "Блажен смертный, которому удалось узреть мистерии!, - говорит автор гимна "К Деметре". - Но тот, кто не прошёл посвящение и не исполнил ритуалы, после смерти не обретёт блаженства в тёмных жилищах иного мира."

 

Сюжет мифа. Была у Богини Деметры прекрасная дочь Кора (Персефона). Захотел её взять в жёны бог подземного царства , владыка умерших, Аид. Когда Кора гуляла с подругами  в Нисейской долине, он похитил её, забрав в своё царство. Деметра всюду искала свою дочь, но нигде не могла найти, и никто не знал, где она. Наконец бог солнца Гелиос сказал ей правду: Зевс согласился выдать Кору замуж за своего брата Аида. Деметра сошла на землю в облике простой смертной. В Элевсине она стала нянькой Демофоонта, сына царя Келея. Она хотела  сделать его бессмертным, натирая благовонными мазями и погружая в огонь. Но однажды жена царя Метанира увидела своего сына, объятого пламенем, и закричала от ужаса. Деметра разгневалась, приняла свой божественный облик и повелела построить храм в её честь.

 

Деметра сидела в храме и горевала и все живое на земле стало умирать. На земле начался мор. Боги Олимпа по очереди упрашивали Деметру вернуться на небо и дать плодородие земле, но она не соглашалась, требуя возврата дочери.  Зевс уступил и отправил в царство Аида Гермеса с повелением вернуть Кору. Прежде чем отпустить её, Аид дал съесть ей зёрнышки граната, чтобы она не забыла мир мертвых и вернулась обратно. 

 

 

Наконец мать и дочь соединились, но Кора рассказала о зёрнышках, что дал ей отведать Аид. Деметра пришла в отчаяние, она поняла, что её дочь связана с ним навечно.  Богиня Рея (мать Зевса и Деметры) уладила конфликт: четыре месяца в году Кора живёт с мужем, а остальное время - с матерью. 

 

Трактовка мифа. У Героини в истории два имени: Кора, то есть "Дева" (имя Богини до замужества и в месяцы пребывания с матерью на земле) и Персефона, царица подземного царства (имя жены Аида).  Путь развития женщины в данном случае обозначается двумя точками: от юной девушки до зрелой женщины. Пройдет она свой путь до конца или остановится на ком-то этапе? В мифе Коре удаётся стать хозяйкой подземного мира, равной своему супругу, но земная женщина может угодить в одну из ловушек мифа и не дойти до конца. Это ловушки инфантилизма, которые встречаются на пути взросления Героини:

- несовладание с внезапным взрослением или "мне все должны";

- зависимость от матери или "мама всегда рядом"; 

- страх перед своей силой или "мне достаточно".

 

Выход замуж как внезапное взросление. Рассматривая миф об Инанне, мы выделяли брак, как традиционный этап взросления женщины и замужество - как формальное отделение от семейной родительской системы, но в отличие от шумерской богини, Кора ничего не решала и даже не ведала того, что её "приговорили к браку", пока не оказалась в царстве Аида. И здесь греческая история приобретает драматическое звучание: молодая девушка не готова быть взрослой, а внешние обстоятельства требуют.

 

Помню, как первый раз услышала песню "Матушка, что во поле пыльно?" В ней содержится диалог матери и дочери, доходящий до высокого эмоционального накала в своём драматизме. Девушка чувствует, что её хотят выдать замуж, но мать её успокаивает и лжёт, что не к ней едут сваты, хотя на самом деле к ней, а в конце благословляет на брак. Песня долго не давала мне покоя - почему мать предаёт дочь? Пока не попались мне записки Л. Зыкиной, в которых она рассказывала, как работала над этой песней: "При всем негативном впечатлении, которое мать производит на современного слушателя, она не злая колдунья, а выразительница традиционного взгляда на семью, в которой мать не вольна над своим чувством к родной дочери. Сама пройдя этот путь, мать убеждена, что уход в чужую семью неизбежен, как неизбежно срывание с дерева созревшего плода."

 

 

В патриархальной культуре родители часто решали участь молодых, определяя кому, когда и с кем вступать в брак. Сейчас нам кажутся дикими те нравы и жизненные традиции. И неожиданное замужество невозможно в сегодняшнем обществе. Тогда о каком внезапном взрослении может идти речь в рамках пути Героини? 

 

Психологическое взросление - процесс длительный, поэтапный и пожизненный, иногда он сопровождает внешнее этапы становления личности, иногда нет.

 

С точки зрения пути Героини инициационное взросление начинается в подростковом возрасте. Это - нормативный кризис, переживаемый каждым индивидуально. Подросток отвечает себе на вопросы "Кто я в этом мире?", "Кем мне стать?", "Куда мне двигаться?" и т.д. Кризис может усиливаться внешними событиями, углубляя внутренние переживания.

 

Такими событиями могут быть переезд в большой город для учёбы в ВУЗе, смерть близкого человека, неудачная первая влюбленность, непомерные требования родителей, предательство друга и многое другое, что с невыносимой ясностью показывает нам, что детство закончилось и пора вступать в новый мир.  В большинстве своём мы успешно или не очень переживаем их, постепенно вырабатывая свои механизмы адаптации ко взрослой жизни, то есть как-то взрослеем: приспосабливаемся, ошибаемся, начинаем заново, горюем, делаем выводы, пробуем, рискуем, снова ошибаемся и т.д.

 

И здесь Героиню встречает первая ловушка - нежелание становится взрослой, потребность быть "вечной девой".

 

Она может застрять в своём девичестве. Внешний мир показывает, что Героиня выросла из детства, а она не хочет это замечать. Все ждут от неё взрослых поступков и зрелых решений, а она явно не справляется и с трудом адаптируется к реальности. Ей хочется продлить своё детство, чтобы жизнь была легкой, непринужденной, красивой. Временами ей это удается, но невозможно вечно отворачиваться от вызовов взрослого мира. И столкнувшись с ними она требует к себе особого отношения, что не всегда удается получить. 

 

 

Эта категория женщин бесконечно обижена на мир за то, что он не удовлетворяет её капризы и требует принятия ответственности за себя. "Ну я же девочка! Дама! Принцесса! Богиня!". Она не может, ей сложно, а мир жесток к ней и не справедлив. Её идеал отношений: она - девочка, слабая и беззащитная (не взирая на морщины и седину в волосах, благо возможности косметологии позволяют стареть не так быстро), он - мужчина, зрелый, сильный, решающий все её проблемы. 

 

Одна моя клиентка пришла на терапию после скоропостижной смерти мужа. Ей было 37 лет, замуж она вышла в 20, никогда не работала, детей у них не было. У мужа был свой бизнес, он содержал её и своих детей от первого брака, он был старше её на 12 лет. Его внезапная кончина переживалась клиенткой чрезвычайно тяжело. Он был в её жизни всем: он решал все проблемы, он полностью оградил её от бытовых вопросов и жизненных сложностей, он говорил, что делать и как жить. Ей досталось вполне солидное наследство, но она совершенно не знала, как жить дальше. Её отложенное и внезапное взросление стало тяжелым испытанием. Самым сложным в нашем взаимодействии была работа с её обидой не всех и вся: на Бога, который так несправедливо с ней поступил, на детей бывшего мужа, которые при дележе наследства забрали её любимую дачу, на партнеров и друзей мужа, которые не помогают ей и не решают её проблемы и даже на мужа, который её бросил, неожиданно уйдя из жизни. 


Возвращение к матери как встреча двух взрослых женщин. Кора возвращается к Деметре в новом статусе - как замужняя женщина. Она уже не та юная дева, что была до похищения. Героиня стала богиней весны и плодородия, равной по значимости своей матери. Она завершает процесс сепарации, в результате которого ей предстоит стать царицей подземного царства.

 

И здесь Героиня может попасть во вторую ловушку - не отделиться от материнской фигуры.

 

Женская сепарация от матери происходит в несколько этапов:

- сильное влияние матери на дочь, зависимые отношения, "мама знает лучше";

- отделение от матери, независимость, желание во всём быть не такой, как она, "я никогда не стану такой как мать";

- принятие материнских черт в себе, признание её места в своей жизни без идеализации, обесценивания, демонизации и возвеличивания.

 

 

Женщина может остаться на первом этапе и тогда мама станет играть в её жизни определяющую роль. Дочь будет смотреть на мир её глазами, строить свою судьбу по маминому подобию, желать её одобрения и страшиться её осуждения. Необязательно такая мать выступает в образе деспотичной матроны, не желающей дать свободу своей выросшей дочери. Достаточно часто бывает, что у этой четы выстраиваются нежные и трепетные отношения, исключающие агрессию, конфликты, отчуждение. У них все замечательно: полное взаимопонимание, близкий контакт, сердечная вовлечённость друг в друга.

 

Уйти от такой "хорошей мамы" и отправиться в самостоятельное плавание правда не просто.

 

К тому же достаточно часто такая мама сознательно или бессознательно поддерживает зависимость дочери, боясь лишится своего влияния на неё или даже потерять, если та решит рискнуть стать независимой.

 

Женщина может остановиться на втором этапе и постоянно проживать своё отделение от матери. Только вместо материнской фигуры она будет расставаться с мужчинами, с коллегами, с друзьями, с любыми людьми , которые , как ей кажется, начинают в какой-то момент определять её жизнь и подавлять её  сущность. Она также может начать  культивировать своё враждебное отношение к матери.

 

Мама будет тем персонажем, кто виноват в её бедах и проблемах, не обеспечив изначально Героиню счастливым детством.

 

Она  здесь изначально "плохая" и от такой мамы оторваться гораздо легче, чем от "хорошей". В отличие от первого варианта включенно-зависимых отношений, здесь присутствуют враждебно-зависимые отношения, которые позволяют отделиться, но не дают подлинной самостоятельности.

 

 

И в первом, и во втором случае женщина не сепарировалась от своей матери. Её жизнь строится по принципу "как мама" или "не как мама", но и так, и так определяющей фигурой становится мать. А собственная идентичность теряется в её грандиозности. Как будто женщина всё время сравнивает себя с образом матери, беря в качестве негативного или позитивного примера её особенности, не развивая свои.

 

Только третий этап даёт ощущение самостоятельности и независимости в отношениях двух женщин. Взрослая и зрелая Героиня  видит и признаёт в себе материнские черты, развивает свою индивидуальность, поддерживает с матерью ту степень близости, что ей приемлема, принимает свою родительницу в её реальном образе.

 

Помню свой первый психотерапевтический процесс. Терапевт часто спрашивал меня "А почему Вы так считаете?", "Откуда у Вас это мнение?", "Кто Вам так сказал?" Отвечая ему, я с удивлением обнаружила, что значительная часть представлений о жизни и о себе у меня от мамы. Как будто мне не 29 лет, как будто у меня нет своего опыта, как будто её мнение гораздо важнее моего. К тому времени я уже побывала замужем и развелась, воспитывала дочь, работала главным бухгалтером и пошла учится на психолога. Но весь мой жизненный опыт рассыпался в присутствии мамы и не стоил ничего рядом с нею. А ведь я считала себя независимым человеком. Хотя до реальной независимости мне было далеко.

 

Возвращение к Аиду для воцарения в подземном мире. После вмешательства богини Реи Кора-Персефона проводит две трети части года с матерью на земле, а одну треть - с мужем в царстве мертвых. Из невинной девы и маминой дочки она трансформируется в могущественную Богиню,  царицу подземного царства, повелительницу людскими судьбами. Она помогает героям, попавшим в Тартар: Геракл и Орфею. Она укрывает по просьбе Афродиты Адониса, который в последствии становится её любовником. Она помогает Психее, даруя ей баночку с кремом для богини любви. Действия и поступки Персефоны характеризуют её как самостоятельную Героиню, хозяйку подземного мира, царствующую наравне с супругом Аидом.

 

 

С точки зрения прохождения пути Героини этот этап означает, что пришло время познакомиться со своей силой. Достаточно часто подземное царство в мифе о Коре-Персефоне рассматривается как символ бессознательного, куда женщина получает доступ, имея при этом возможность путешествовать между мирами. Часть времени она проводит на поверхности, в реальном мире, а часть времени - в Тартаре, мире иллюзий, фантазий, снов. Благодаря своим способностям Героиня обогащает рациональную жизнь символическим содержанием, видит в обычной реальности что-то большее, чувствует невидимые связи между собой и другими. По сути она выстраивает свой мир, не отрываясь при этом от действительности (часть года, проведенная с Деметрой на земной поверхности), но с вниманием обращаясь со своим внутренним содержанием (часть года, проведенная у Аида).

 

И здесь Героиня может попасть в третью ловушку - отказаться от своей самореализации.

 

У каждой женщины есть таланты и способности, которые делают её особенной, отличающей от других: к языкам, танцам, стихам, бизнесу, коммуникациям и т.д. Предназначение, особый дар, исключительное качество, требующие внимания, признания и развития. В какой-то момент женщина может отказаться от них, сказав "И так хорошо", "Мне достаточно", "Зачем напрягаться?" и остаться в рамках привычных ролей: жены, матери, дочери, менеджера или секретаря.

 

По разным причинам:

- страх перед неудачей ("В финансовом анализе я уже спец, а кому нужны мои стихи"),

- тревога за отношения ("Начну больше зарабатывать, он станет чувствовать себя ненужным"),

- опасения прослыть странной, неадекватной, потерявшей контакт с реальностью ( "Если пойду учиться танцам, подруги решат, что совсем с катушек съехала").

И сомнительный талант или дар так и остаются в области несбывшихся мечт. 

 

 

Без самореализации прожить можно, только что это будет за жизнь? Нормальная, привычная, понятная, такая как у всех. Что-то всё равно будет свербить внутри и не давать ощущения удовлетворения и полного спокойствия. Но страхи могут пересилить потребности души Героини и заставить её остановиться в нерешительности или повернуть назад на пути индивидуации.

 

Два года назад мне приснился сон, где я была врачом и принимала роды у разных женщин. Это было у старого дома в деревне моего деда по материнской линии. Все женщины почему-то были очень старыми и умирали после родов. Я подхожу к одной из них и понимаю, как её надо спасти. Я вытаскиваю из правого глаза иголки, а из правой коленки булавку, которая появилась там из-за обид на мужчин. Я вижу картины несправедливого и жестокого обращения с ней, а потом вижу, что женщина лежащая передо мной, молодеет на глазах и я понимаю, что она - будущая ведьма, или экстрасенс, или какая-то целительница. Я вижу её будущее: вырезки из газет о ней и её даре. 

 

Этот сон до сих пор меня удивляет и даёт информацию для размышлений. Дом моего деда, который был олицетворением патриархальной культуры в самом худшем её проявлении, с идеями которого я боролась долгое время внутри себя. Обиды на мужчины, причиняющие боль, мертвящие тело и душу, которых было много в моей жизни. Самоисцеление через правые части себя, олицетворяющие мою правоту или желание действовать, я ведь правша. Будущее с предсказанием о даре, как признание моей силы, которая может исцелять и помогать. Трансформирующий сон, богато украшенный символами обновления и оздоровления. Он для меня - как направление для движения вперед, надежда на то, что я иду по свой дороге и по своему маршруту. 

  

В мифе богине Коре, маминой дочке и наивной деве,  удалось стать Персефоной, царицей подземного мира. Благодаря чему она справилась? Может быть, из-за своей восприимчивости и чувствительности, может быть ей помогли её открытость и контактность, а может быть, просто так сложилась её судьба, она просто не сопротивлялась тому, что с ней происходит.

 

Для нас её история даёт много возможностей для преодоления своих ловушек на пути взросления:

- вместо "мне все должны" Героиня говорит "я отвечаю за свои поступки";

- вместо "мама всегда рядом" Героиня говорит "спасибо мам, дальше я сама";

- вместо "мне достаточно" Героиня говорит "я рискну".

 

Продолжение следует... Путь Героини в юнгианском анализе...

 

 

 

 

 

Please reload

Статьи Ольги

Путь героини. Переход. Трансформация. Возрождение.

08.08.2018

1/10
Please reload

Последние статьи Ольги
Please reload

Архив

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

г. ​Москва,

Казарменный пер.,
д. 6/1, бизнес-центр "Покровка М"

Звоните:

+7 916 550 7222

Еmail:

olgu@mail.ru

  • Белая иконка facebook
  • vk.png

© Психолог и психодраматерапевт Ольга Малинина