Путь героини. Дева-Женщина-Старуха.

 

 

Когда я смотрю на количество вариантов путей Героини, то у меня возникает вопрос: "почему их так много?" С одной стороны - хорошо, можно выбрать подходящий путь для конкретной жизненной ситуации, но с другой - можно запутаться, так как кажется, что подходят все. 

 

Я попробую привести в некоторый порядок те разновидности путей, которые были описаны в предыдущих статьях и представить свой вариант путешествия Героини.

 

Все варианты женского пути можно условно разделить на те, что касаются жизни вообще и те, что направлены на решение проблемы в конкретный период времени.                                                                                                                     

 

Путь Героини можно рассматривать глобально, как жизненный цикл и ситуативно, как преодоление личностного кризиса.

 

И здесь важно понять, какой из них какой. Давайте разбираться.

1. Путь Героини как жизненный цикл

Такой путь представляет глобальный взгляд на жизнь женщины: целостный, охватывающий все периоды ее становления, развития и трансформации в разных возрастах. Этот путь Героини представлен "Путём красавицы" юнгианского аналитика Оксаны Лавровой, мифологическим циклом "Дева-Женщина-Старуха", а также различными вариантами жизненного пути, описанными современной психологией, как прохождение череды возрастных кризисов индивида.

Все их можно связать с социально-возрастными изменениями и в целом представить как серию инициационных переходов. Причем важно не только "правильно" перейти на следующий этап в соответствии с новыми вызовами, но и в каждом периоде цикла достичь возможных высот развития. 

 

К этому варианту, как было сказано выше, относится "Путь красавицы" О. Лавровой (он описан в предыдущей статье). Основные задачи женщины в её жизни - это последовательное прохождение четырех этапов индивидуально-психологического развития: младенец-красавица-мать-харизматическая женщина. В каждом из этих периодов есть свои иллюзии, вызовы и возможности, с которыми встречается женщина.
 

 

Цикл "Дева-Женщина-Старуха" соответствует  мифологическому циклу элевсинских мистерий "Кора-Деметра-Геката".  Молодая дева (Кора) - символ новых начинай, рост, вера в чудеса, энтузиазм юности. Женщина, Мать (Деметра) - плодородие, сексуальность, зрелость, сила материнства. Старуха - мудрость, покой, учительство, целительство. Миф о похищении Коры богом подземного царства Аидом, помощь Гекаты в поисках, возвращение ее к Деметре, с последующим решением проводить часть года у мужа, часть года у матери каждый год разыгрывались в Элевсинах как мистерии, посвященные культам земледелия и плодородия.

 

Как жизненный цикл эта тройка олицетворяет природные женские периоды, связанные прежде всего с материнством, возможностью зачатия, вынашивания, рождения детей.

 

В прошлом женская фертильность была одним из основных факторов выживания сообщества. Переход от девы к женщине инициируется началом менструального цикла, замужеством, дефлорацией, родами. Переход от женщины к старухе связан с климаксом и увяданием детородной функции. Девочка взрослеет, становится матерью, рожает дочь, стареет, умирает. Её дочь продолжает род, также со временем становясь взрослой, зрелой, а потом старой, помогая воспитывать внуков и так далее. 

 

Средняя продолжительность жизни вплоть до 20-го века не превышала возраста 40 лет. Поэтому жизнь женщины делилась на следующие периоды: брак в возрасте 14-17 лет, что соответствовало переходному этапу от девы к женщине, далее рождение детей, семейные материнские заботы до возраста 35-40 лет, что было началом старости. Когда у семейной пары женились первые дети, считалось неприличным, если они рожали детей вровень с внуками. Поэтому в это возрасте супружеская жизнь обычно заканчивалась, нужно было помогать с внуками и готовиться к уходу в мир иной. 

 

 

Сейчас женщина уже не рассматривается с точки зрения её возможностей рожать и взращивать потомство. Кто-то выбирает путь чайлд-фри, например, кто-то увлечён карьерой и решается на ребенка в позднем возрасте, а кто-то помогает растить племянников или становится родителем приемных детей. К тому же уже давно не редкость поздние роды, поздние браки и вообще отсутствие семьи.

 

Основной вызов цикла "Дева-Женщина-Старуха" связан с желанием современных дам навсегда задержаться в возрасте "Девы", как можно дольше не становится "Женщиной" и никогда не переходить на этап "Старухи".

 

Цикл "Дева-Женщина-Старуха" уже не привязан к материнству. Для нас он может быть интересен с точки зрения психологического взросления, созревания и увядания. От старости и смерти мы никуда не денемся, как бы не

была развита косметология и медицина. 

2. Дева

В современном обществе сильно превозносится молодость, незрелость, инфантильность с её наивностью, игривостью, несамостоятельностью. Юность противопоставляется зрелости, бунтарство толерантности, эгоцентризм социальной ответственности и т .д.  

 

Сейчас по данным ВОЗ молодой возраст длится с 25 до 44 лет, а средний - до 59. И тогда получается, что именно в молодости современный человек проводит основную взрослую часть жизни - целых 19 лет, потом средний (видимо зрелый) - всего 15 лет, а потом пожилой от 60 до 74 и старческий до 90. Половина жизни, а то и большая её часть - это детство и молодость, чего никогда не было прежде.

 

 

Мода на молодость сделала непопулярной идею зрелой красоты и возрастной мудрости. Современное общество может себе позволить этой тенденцией быть без большого для себя ущерба. Но если взять конкретную женщину, чем может грозить ей такое удлинившееся детство?

 

- Существование "на черновик": я живу, но как бы "понарошку", если захочу, перепишу всё заново. Такое состояние даёт иллюзорное впечатление, что скоро начнётся настоящая жизнь, а текущая реальность - всего лишь подготовка к ней; 

- Нежелание брать ответственность за происходящее в собственной жизни и отрицание своих стратегических ошибок и промахов, случающихся от общего инфантильного отношения к жизни: "так получилось, я не виновата", "просто мне не повезло", "во всём виноват он, они, она" и прочие оправдания;

- Магическое мышление и вера в чудеса: ощущение детского всемогущества, которое поддерживается различными практиками нью-эйдж, нлп-техниками, ведическими правилами жизни для женщины и т.д.;

- Вера в собственную исключительность, необыкновенную судьбу, невероятные способности, особенно по сравнению с "обычными" окружающими, ощущение превосходства над  остальными;

- Ощущение, что смерти для меня нет; проявляется в рискованном поведении, увлечением экстремальными видами спорта, нежеланием думать о будущем, важность "бытия в моменте";

- Убегание от реальности, груза быта и бренного мира в фантазийный, наркотический, виртуальный, эзотерический, религиозный и прочие;

 

 

Всё вышеперечисленное даёт возможность долго не сталкиваться с неприятной реальностью и верить в свою особенную жизнь без взрослой ответственности, без зрелого выбора, без старости и смерти. Конечно, прозрение приходит, иногда очень болезненное, и для многих оказывается целительным.

 

Ко мне на терапию ходила молодая девушка. Запрос на работу с психологом был сформулирован как "поиск своего мужчины". Рядом с ней было много ухажёров, но все они были не такими: не того уровня достатка, образования, происхождения, возраста, внешности и т.д. Причём она считала, что достаточно сильно пожелать и этот мужчина обязательно найдётся и решит все её проблемы. Даже нашу с ней работу она рассматривала, как некий магический ритуал, который необходимо пройти для нахождения нужного партнера. Моя конфронтация с этими её идеями ни к чему не приводила.
 

Через очень быстрое время она встретила подходящего мужчину и наша терапия закончилась. Вернулась она через год после тяжелого расставания, потрясенная тем, что все её "правильные" стратегии не сработали. Самым сложным для неё было признание самой себе, что другой человек - не пешка в её игре, что она не сможет просчитать и проконтролировать до конца его поведение, чувства и мысли.  И что главное для неё  - понять чего хочет она на самом деле, так как желание встретить "того самого мужчину" идёт от сильнейшей тревоги за своё будущее и из страха  не справиться с вызовами взрослой жизнью.

3. Женщина

Этап зрелости, то есть возраст Женщины в цикле Дева-Женщина-Старуха в связи с указанными выше тенденциями современности в сегодняшней ситуации не подлежит строгой временной периодизации. У кого-то он начинается в 25, у кого-то в 40. И здесь критериями оценки служат лишь личные ощущения и переживания.

 

Основные кризисы зрелого возраста, которых обычно никто не может избежать - это кризис тридцати лет и кризис середины жизни.

 

Они задают ведущие темы зрелой жизни, проживаемые женщиной на этом этапе. Основные вопросы, которые она решает в каждый период такой трансформации чаще всего связан с проблемами идентичности и дальнейшего развития: кто я сейчас? куда мне двигаться? ради чего живу? в чем смысл моего существования? и т.д.

 

 

Кризис 30 лет называют кризисом роста. Есть уже свой жизненный опыт, какие-то свершения и неудачи, представления о себе и о мире. Но вдруг приходит понимание, что жизнь идет не так и не туда, реальность и собственные ожидания не совпадают. Женщина может начать ощущать себя неудачницей, не добившейся тех целей, о которых мечтала в юности. Она сравнивает себя со сверстниками, с родителями, с медийными персонажами. Вспоминает об упущенных возможностях, сожалеет о результатах неверных решений, заново оценивает себя и ставит новые цели.

 

Тридцать лет становятся некоторым рубежом, приход к которому требует отчета о результатах.

 

Как складывается карьера? Что с личной жизнью? Где дети, муж, квартира, машина и т.д.? Если женщина реализовывалась в карьере, то она решает, что пора выходить замуж и рожать детей. Если же она сидела дома в декрете, то её тянет в деловую сферу. В этот период женщина ощущает, что у нее есть возможность подкорректировать свой путь и большинство его успешно меняет. 

 

Где-то как раз в возрасте 29 лет я ощутила на себе зов трансформации. "Что-то надо менять, мне скоро 30." И прежде всего мне хотелось поменять сферу деятельности. Текущая профессия не давала ощущения масштаба происходящего, вовлечённости в совершенствование мира, уникальности мною сделанного. Слишком банально и просто - главный бухгалтер. Я начала искать более подходящий для себя вариант. Не сразу, но я пришла в психологию, где и нашла то, что искала.

 

 

 

Кризис середины жизни - кризис экзистенциальный, это время глобальной переоценки себя и своей жизни. Нет точно определенного возраста его наступления, он приходит к нам где-то начиная с 35-40 лет. Его основное содержание можно охарактеризовать, как "возвращение к себе". "Я многое сделала в жизни, многого достигла, есть успехи в карьере, муж и дети, но неужели это всё и есть моя жизнь? Должно быть что-то ещё." В этой точке тоски и разочарования своей жизнью женщина получает шанс узнать себя по-настоящему, погружаясь внутрь себя и находя свой смысл происходящего с ней.

 

Этот кризис проходит через осознавание своих потерь: приятных иллюзий, спасительных фантазий, уютных защит, фальшивых масок и инфантильных представлений о себе к новой идентичности.

 

Прошедшие это трудное странствие никогда не будут прежними. Трансформация середины жизни делает нас целостными и настоящими. Происходит она благодаря изменению фундаментальной установки психики – от идентичности Эго к идентичности Самости. Если кризис середины жизни будет прожит неудачно, то последующая жизнь будет соткана из чувств неудовлетворенности, горечи и ощущения нехватки внутреннего смысла. Успешный исход кризиса  дарит перспективы для роста творческого потенциала, обретения мудрости и целостного понимания себя в пожилом возрасте.

 

 

Кризис середины жизни проходит в три этапа, по мнению юнгианского аналитика М. Стайна. Первый этап - безвозвратная утрат прежнего "Я". Женщина расстается со своими прошлыми представлениями о себе и своей жизни: мечтами, идеалами, иллюзиями. Их следует поблагодарить, оплакать и отпустить. Когда-то они были важными составляющими её жизни, но теперь их время ушло.

 

После этого наступает стадия «подвешенности», неуверенности, так называемый "лиминальный" период. Женщина пытается понять, в кого она превратиться дальше, что будет с ней потом. Она видит, что по-старому жить уже нельзя, а по-новому неизвестно как. Этот переходный период длится достаточно долго. Желание преждевременно его закончить не приведёт к нужному результату, кризис не будет пройден до конца и всего лишь приостановится на время. Важно прожить его полностью. На втором этапе происходит формирование нового внутреннего мира, вырастает другая идентичность и для них необходимо время.

 

И, наконец, на третьей стадии рождается новая личность, преобразившаяся в результате сложных изменений. Ей тоже требуется время, чтобы проявиться полностью, раскрыть свои особенности и обрести устойчивое положение в жизни. 

 

 

Трансформация середины жизни является поворотным пунктом, возвращающих нас к самим себе, к истинным желаниям и ценностным опорам, приходящих изнутри. Задача первой половины жизни - развитие и адаптация в среде, социальные успехи и свершения в карьере и личной жизни. Задачи второй половины жизни - нахождение индивидуального смысла, выходящего за пределы собственной личности.

 

Ей еще не было сорока, когда она пришла ко мне на приём. Привлекательная, умная, в благополучном браке и с удачно складывающейся карьерой. Что же её привело? "Пагубная страсть", так она назвала свою внезапно проснувшуюся любовь к очень молодому мужчине. Ему было 22, парень, пришедший на стажировку в банк, где она работала. Он и не подозревал, скорее всего, о том, что она к нему чувствует. Она же изводила себя, ругая и не принимая свою любовь к нему и одновременно страдая от невозможности с ним соединиться.

 

В процессе работы мы выяснили, что он очень напоминает ей себя в молодости: те же амбиции, то же желание поменять мир, то же стремление добиться успеха. Его напористость, сила, целеустремленность вызывали в ней сильнейшее влечение. Символически она хотела соединиться со своей  забытой когда-то частью, так сильно помогавшей ей в молодости, в тот период, когда она только приехала в столицу. Казалось бы сейчас она уже не нужна: все завоевано. Тогда почему именно эта невозможная страсть случилась с ней в настоящем? Ответ был в том, что она стала чувствовать приближение своего увядания, она боялась его и не хотела себе в этом страхе признаваться. Его молодость напоминала ей о своих упущенных возможностях и о том, что многое в своей жизни для нее уже недоступно. Внешние  достижения не отвечали её внутренним стремлениям. Работа в банке, спокойная и размеренная жизнь не давали ей ощущения, что она делает что-то настоящее и нужное себе.

Кризис середины жизни не только позволяет попрощаться с иллюзиями молодости, но может дать  новые цели на будущее. Трансформация может начаться с любого эпизода, даже незначительного, просто вдруг становится понятно, что жизнь идёт не туда. В итоге она уволилась из банка и пошла работать в благотворительный фонд. Её новая работа дала ей ощущение глобальных целей и настоящего дела. С тем молодым человеком она больше виделась. Отношения с мужем тоже изменились, в них появилась большая свобода и отстраненность друг от друга. Они стали отдыхать отдельно, у нее появились свои друзья, а не только друзья семьи, свои увлечения и интересы. Переродившееся, новое "Я" хотело другой жизни. Клиентке удалось прожить этот кризис и выйти из него более целостной и подлинной. 

4. Старуха

В цикле Дева-Женщина-Старуха последний этап изучен наименее всего по сравнению с предыдущими.  Я какое-то время назад работала с людьми периода поздней зрелости, так сейчас в научном мире называется старость. Потом писала по ним диплом, потом диссертацию.

 

Этот возраст совсем недавно попал в поле научных интересов и я с удивлением узнала о результатах различных исследований, которые представляли старость как время развития и личностных изменений, переоценки ценностей и принятия прожитой жизни.

 

Например, пожилые люди начинают больше ценить эмоции и глубже обрабатывают эмоционально значимую информацию. Так происходит потому, что они начинают ценить то время, что у них осталось и предпочитают общаться с теми, кто им дорог, акцентируясь на эмоциональных целях во взаимоотношениях. Они также имеют более позитивную самооценку по сравнению с молодыми респондентами, у них сближается реальная и идеальная  самооценка. Именно в этом возрасте обнаруживается отчетливая ориентировка на настоящее. Принятие приближающейся смерти приводит к выработке созерцательной, самодостаточной, философской позиции. 

 

 

К сожалению, стереотипы в отношении пожилых влияют и на них самих, и на их окружение. Часто человек попадает в собственную ловушку, созданную им самим в молодости. Сформировав некоторые установки в отношении старения и старости, он, приближаясь к этому возрасту, начинает ограничивать себя, думая, что возможно только такое поведение.

 

Основная задача этого возраста - принять свою жизнь как единственно верный и неповторимый путь. Уже нет времени и сил на глобальные изменения в судьбе, зато есть опыт и знания.

 

Пожилой человек не только ищет смыслы в текущей ситуации, но и осмысливает свое прошлое как единое целое. Это означает принять и себя в своем жизненном пути, «каким он был», и окружение, и свое время в историческом контексте. В пожилом возрасте практически нет возможностей для изменения своего жизненного пути в реальности, но есть возможность нахождения внутренних смыслов своей жизни в прошлом, настоящем и будущем.

 

Как я уже говорила выше, я работала психологом в центре социального обслуживания. В мои задачи входило общение (психотерапией это назвать сложно) с пожилыми людьми: я читала им лекции, ходила по домам, принимала их в центре. Со многими из них у меня сложились тёплые, доверительные отношения. Вся психологическая работа складывалась обычно из моего активного слушания и их рассказов про свою жизнь. Она ни у кого не была лёгкой, учитывая тот факт, что все они пережили вторую мировую войну.

Они рассказывали о своих жизнях, об истории своих семей, о своём насущном и наболевшем. Мне интересно было их слушать. Их рассказы не ограничивались жалобами на болячки или шумных соседей, они достаточно много анализировали и рефлексировали о прожитых годах. Но кто-то создавал свою биографию с благодарностью к судьбе, а кто-то  - с разочарованием, раздражением и отвращением. Последним было сложно принять себя и свою жизнь, чаще всего их удручал тот факт, что их жизнь прожита не так, как бы они хотели. Увидеть это в позднем возрасте - просто катастрофа, времени нет на изменения, да и сил тоже. В этом случае мы работали про то, что все-таки было важным и ценным в прожитой жизни, какой смысл они видят в ней сейчас.

 

 

Каждый из возрастов несет свои дары и свои потери. Увидеть их, осознать, во время распознать и принять - задача непростая, но очень важная.

Своевременный и осознанный переход на соответствующий этап жизни даёт многое:

- адекватное восприятие себя и своих сильных и слабых сторон, что может и умеет "Старуха" (опереться на свой опыт и дать дельный совет) не может "Дева", а что легко получается у "Девы" (обаять других своей наивностью и неопытностью) не под силу "Женщине";

- принятие своих ограничений на каждом этапе, они не становятся неожиданным сюрпризом, когда заявляют о себе, "не могу уже всю ночь танцевать в клубе, а потом ещё идти на работу";

- также и с возможностями: они используются тогда, когда приходит время и отпускаются, когда оно уходит, "классная возможность: поеду автостопом на полгода, а потом - домой, карьеру строить" или "уже на пенсии, а не поехать ли мне по миру автостопом?";

- открытость к изменениям, внутренним и внешним, меняется женщина, меняется её отношение к себе, миру, окружающим и наоборот.

 

С темой возраста достаточно часто приходят на консультирование. И не всегда говорят об увядании и старении. Помню одну клиентку, которая пришла с тем, что ее не воспринимают серьёзно  на работе и в личной жизни именно потому, что она слишком молодо выглядит . Ей было 29 лет, она достаточно многого достигла в своей области (она занималась танцами), и действительно выглядела как подросток. Тема возраста очень болезненно ею переживалась. Да, она знала, что молодость - это недостаток, который быстро проходит. Но что ей делать сейчас, она не хотела ждать пяти или десяти лет, чтобы все наладилось само. Она преподавала в танцевальной студии для детей и подростков, была хореографом, специалистом по постановке танцев. Когда мы стали исследовать, как она строит общение с окружающими, выяснилось, что ей проще общаться с подростками и детьми, они - свои, а вот взрослые, её ровесники и люди старше воспринимаются как враждебная масса, от которой надо защищаться. Соответственно примкнуть к стану противника, то есть стать "взрослой" означало стать, как они. Мы, конечно, разбирали её историю и то, откуда такое отношение к старшим, оно возникло не на пустом месте. А поворотным моментом в нашей работе стал один разговор, когда я ей сказала о том, что она - уже большая, уже взрослая, она уже по другую сторону возрастных баррикад, как бы ей не хотелось этого не замечать. И что она - другая взрослая для тех детей и подростков, которые ходят к ней на занятия, она не опасна для них и не враждебна их миру.

 

Продолжение следует...

 

Please reload

Статьи Ольги

Путь героини. Переход. Трансформация. Возрождение.

08.08.2018

1/10
Please reload

Последние статьи Ольги
Please reload

Архив

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

г. ​Москва,

Казарменный пер.,
д. 6/1, бизнес-центр "Покровка М"

Звоните:

+7 916 550 7222

Еmail:

olgu@mail.ru

  • Белая иконка facebook
  • vk.png

© Психолог и психодраматерапевт Ольга Малинина